Общественные слушания по проекту планировки и межевания будущих намывных территорий под Сестрорецком состоялись в Приморском и Курортном районах. Разработчиком документа для ООО «Северо-Запад Инвест» (инвестор проекта) выступила архитектурная студия «Северная столица». Мероприятия прошли в обоих районах в напряженной обстановке, в залах районных администраций не было свободных мест.

Зона комфорта
Как сообщила представитель «Северной столицы» Таисия Калашникова на слушаниях в Приморском районе, в результате работ по намыву под Сестрорецком должно появиться около 370 га новых земель. На них предполагается возведение более 2 млн кв. м жилья (всего 3,5 млн кв. м недвижимости с учетом социальных, коммерческих и прочих объектов). Предполагается, что на формируемой территории будут проживать 60 тысяч человек. Скорее всего, это будет новое муниципальное поселение в составе Курортного района. Сейчас на переданной инвестору земле (около 150 га побережья от Горской до Сестрорецка) проживает примерно 3,3 тысячи человек.

Намывные территории планируется обеспечить всей необходимой инфраструктурой: предусматривается строительство 19 новых детсадов на 2120 мест, 10 новых школ на 6825 учащихся, трех поликлиник, восьми спортивных комплексов, двух объектов культуры и искусства, девяти торговых комплексов. Для жителей будущего намыва возведут два многоэтажных паркинга на пять тысяч машино-мест, кроме того, под каждым домом будет свой подземный гараж. Всего на острове создадут около 25 тысяч машино-мест. «Это полностью соответствует градостроительным нормам», – отметила Таисия Калашникова.

Представитель «Северной столицы» добавила, что озеленение территории также будет проводиться в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки (ПЗЗ). Так, к уже имеющимся 302 га зеленых территорий в прибрежной зоне добавятся около 70 га внутриквартальных зеленых насаждений, еще около 40 га земли отведут под создаваемые на острове парки.

Калашникова напомнила, что согласно ПЗЗ максимально разрешенная высотность зданий на намывных территориях составляет 70 метров. Но самая высокая доминанта здесь будет не больше 40 метров.

Заместитель председателя ООО «Северо-Запад Инвест» Владимир Жуйков сообщил, что примерно 80% жилья будет трех-четырехэтажным. Его будут строить не по типовым, а по индивидуальным проектам. Застройка предполагается довольно плотной и будет напоминать сестрорецкую. При этом в районе дамбы не исключена повышенная высотность объектов – до 30 метров. Жилье предполагается возводить уровня комфорт-класса, объектов бизнес-класса почти не предусмотрено.

Кроме жилья на острове появится около 300-400 тыс. кв. м коммерческой недвижимости, причем 30% из нее планируется отвести под спортивно-оздоровительную функцию. На острове появится SPA-центр и одна из самых крупных яхтенных гаваней в городе. Она будет отвечать всем олимпийским требованиям и сможет принимать до 400 яхт одновременно.

«Мы не считаем, что наш проект сконцентрирован на строительстве жилья, мы хотим создать комфортную среду обитания и не рассчитываем на то, что жилье будет исключительно для «элитного» населения.», – добавил Жуйков.

По его словам, в будущем инвестор намерен подготовить собственную архитектурную концепцию развития территории, а затем привлечь к конкурсным процедурам не менее 10 международных компаний. При этом на конкурсы собираются выставлять не всю территорию будущего намыва разом, а отдельные зоны.

Местные против
Пришедших на слушания горожан больше интересовали не планы инвестора по возведению жилья, а то, как застройщик намерен решать транспортные и инфраструктурные проблемы уже существующих территорий. В результате реализации проекта население вырастет почти в 20 раз, в то время как уже сейчас на районных трассах почти все время наблюдаются пробки и заторы.

На это представитель «Северной столицы» Таисия Калашникова сообщила, что для транспортного обслуживания новой зоны планируется строительство магистралей М-1 (дублер Приморского шоссе) и М-49, которые должны вывести автомобильные потоки на ЗСД. Однако показать новые дороги на карте смогла лишь с третьей попытки.

После чего выяснилось, что планируемые трассы проходят по территории, на которой сейчас располагаются жилые дома и садовые участки. Как будут решаться имущественные вопросы с собственниками жилья и владельцами участков, представители архитектурной мастерской и инвестора сказать не смогли. Очевидно, что если планы по прокладке новых дорог будет реализовывать сам город, то дома пойдут под расселение, а землю изымут для госнужд с выплатой компенсаций, размер которых вряд ли будет соответствовать рыночным ценам.

Также граждане были обеспокоены тем, что «намыв» впоследствии может стать закрытой территорией для всех остальных петербуржцев, не проживающих там. Их опасения попытались развеять. «Все жители Петербурга смогут приезжать на остров и пользоваться всеми социальными и инфраструктурными объектами. Никакого закрытого города не будет», – отрезала Калашникова. По ее словам, строительство социальных объектов и дорог в проекте планируется провести за счет средств городского бюджета – это гарантирует общедоступность всех новых объектов для горожан.

Отдельный вопрос – экология. Многие жители боятся, что реализация масштабного проекта негативным образом отразится на экологической обстановке в районе. На это представитель «Северной столицы» сообщила, что для будущего намыва имеется положительное заключение международной экологической экспертизы. Правда, выводы российских экспертов пока отсутствуют: сейчас проект находится на рассмотрении Главгосэкспертизы. Получить заключение планируется лишь к осени.

Публичные слушания в Курортном районе протекали неспокойно. Там представителями инвестора было заявлено, что береговую зону от Горской до Сестрорецка планируется расширить на 50-100 метров и поднять над существующим уровнем на 4 метра для того, чтобы в будущем избежать затоплений. Однако местные жители посчитали, что их дома в итоге окажутся в своего рода резервации – низине между намывной территорией и железной дорогой. В итоге слушания в Курортном районе завершились скандалом: в представителей районной администрации и инвестора бросили сырое яйцо.

Жителям обоих районов дали три дня – с 6 по 8 мая – для подачи своих предложений и замечаний. Как известно, на эти дни приходятся праздники, однако в районных администрациях заверили, что чиновники будут на своих рабочих местах и все обращения граждан обязательно учтут.

Перспективы под вопросом
Как заявил на слушаниях Владимир Жуйков, приступить к работам по намыву предполагается уже до конца 2012 года. Новые территории должны появиться к январю 2015 года, а возведение жилья должно быть завершено до конца 2028 года. Он добавил также, что сейчас «Северо-Запад Инвест» претендует на то, чтобы проект стал стратегическим для города. Переговоры об этом ведутся с Комитетом по инвестициям и стратегическим проектам.

Однако пока в Смольном безоговорочно намыв не поддержали. Так, сначала к проекту возникли претензии с точки зрения экологии, затем в марте этого года власти Петербурга вовсе поставили вопрос об эффективности данного проекта с точки зрения энергетической составляющей. Напомним, что в августе этого года Смольный принял постановление о проектировании и создании за счет средств бюджета инфраструктуры и инженерных сетей для намывных территорий. Не исключено, что чиновники могут задуматься об отмене этого документа и отказе города от участия в проекте. Это вряд ли остановит реализацию столь масштабного начинания, но может привести к значительному увеличению затрат инвестора и соответственно пересмотру всех параметров проекта. 

Справка БН:
Реализацией проекта будущих намывных территорий в Финском заливе занимается ООО «Северо-Запад Инвест», связанное с Группой «Новатэк» Леонида Михельсона. По последним оценкам, затраты на намыв со стороны инвестора оцениваются в 250 млрд рублей.

Текст: Светлана Коваленко