Победители конкурса на овальной площади будущего района Набережной Европы приземлят через несколько лет авиалайнер, или пришвартуют призрачный корабль, а может, там вырастет ледяной дом – кому как видится. Так или иначе - ничего похожего на яйцо Фаберже, как представляли себе театр авторы проекта застройки Сергей Чобан и Евгений Герасимов. Впрочем, по словам одного из них, проект менять не придется, то есть в классицистической оправе окажется глыба льда. Театр вторит предлагаемой структуре кварталов, но выступает отдельным объектом внутри геометрической системы, привнося инновации, контраст и современное звучание.
Голландцы задумали Театр танцев как новый символ города, центр культурного притяжения и сохранили визуальные связи на Князь-Владимирский и Петропавловский соборы.
Оболочка здания выглядит цельной и текучей, влекущей гостей из статических кварталов в утробу живого организма. Авторы поясняют: «Через перепады движения и элементы открытости и закрытости фасад балансирует между простым вертикальным объемом и парящим открытым входом. Легкий перфорированный декор прозрачен, раскрывает интерьеры и передает хореографию внутренних связей, выражая масштаб и ритм».
Вуаль фасада, в отличие от «золотого покрывала» Перро, заранее конструктивно продумана. Она состоит из треугольных панелей двух видов: матовые с рельефными треугольниками и прозрачное стекло. Стальные панели покрываются перламутровым напылением.
Призывный главный вход затягивает в интерьеры, выполненные в более теплой палитре материалов. Более того, фасад загибается внутрь и становится стеной большого зрительного зала, а перфорированный внешний декор постепенно переходит в светящийся рельеф внутренних стен фойе.
По галантному приглашению театра публика с площади танцует в огромное вертикальное пространство, спиралью уходящее вверх. Голландцы называют свое творение живой скульптурой и магнитом для 1300 зрителей, а главное фойе – авансценой и зрелищем, призванным объединять и прославлять.
Далее следуя архитектурному сценарию, участники действа ориентируются по спирали, на которой созданы площадки для пространственного распределения зрителей. Кому – в музей, кому – в кафе или в один из двух театральных залов. Можно никуда не ходить, а рассматривать город через стратегически расположенные окна-рамы. Большое фойе обладает свойствами трансформера, и пространства можно частично открыть или закрыть. Это делает его пригодным не только для антрактов, но и для выставок и частных вечеринок.
Персонал движется отдельными от публики путями, но это вовсе не тесные коридоры, а переходы с видовыми окнами и естественным освещением. Солнечный свет пронизывает центральный узел пересечения всех путей, проникая в фойе из сада на крыше.
В зрительных залах предусмотрена машинерия самых передовых технологий: автоматизированная система подъемников, подвижные осветительный мостик и пилоны сцены. Платформа танцевального пола хранится под арьерсценой. Партер можно поднять до уровня сцены или трансформировать в зал кабаре. Сиденья прячутся за считаные минуты.
Бродячей труппе театра Бориса Эйфмана такое и не снилось.
Выбираем умеючи
Сопредседатель жюри Валентина Матвиенко, официальной речью оттягивая миг триумфа архитекторов, призналась, что лично ей выбор был труден. По ее мнению, процедуры международных конкурсов в Петербурге уже отлажены, понятны участникам и гарантируют объективность судейства. После презентаций конкурсантами своих работ слушаются доклады экспертов, затем происходит «длительная дискуссия, очень неформальная», которая завершается голосованием.
Путем кулуарного опроса членов жюри удалось выяснить, что норвежский «утюг» и французский шатер не нашли приверженцев, два петербургских архитектора проголосовали за «храм искусств» Земцова и Кондиайна, а голландцы получили 16 голосов.
Второй сопредседатель жюри зампред ВТБ Василий Титов так обосновал свой выбор: «Это аккуратный, бережный и очень сдержанный подход к городу при всем новаторстве архитектурных решений». По его словам, стоимость реализации победившего проекта оценивать рано, и пока называется первоначальная сумма $80-100 млн. Не изменилась и решимость инвесторов построить театр к 2014 году.
Наиболее пространно объясняла преимущества проекта-фаворита директор международного форума современной архитектуры Aedes-Berlin Кристин Файрайс, хваля его за гибкость и прозрачность, удобство для публики, неограниченные возможности для творчества и дружелюбие архитектурного образа.
Поздравления принимала команда молодых архитекторов UN Studio вместе с соавторами из ARUP. За отсутствием главы бюро Бена ван Беркеля все лавры достались его младшему партнеру Жерару Лазекуту.
Комментарий
Борис Эйфман, хореограф:
Для меня этот проект лучше прочих тем, что это не застывшая современная коробка, в нем есть живая пластика. И этим он меня подкупил. Там тоже есть сценическая коробка, но при всей новизне технологий она очень, я бы сказал, хореографическая. Возьмите, например, Нувеля. Он украсил свой бункер фотографиями балета, а здесь пластика самой формы здания придает ощущение его принадлежности к балету. Что касается удобств для труппы, над этим предстоит еще много работать. Пока не было времени и не хотелось дергать архитекторов, которым было дано всего два месяца, чтобы выразить свое первое впечатление. Выбрана только идея, а все детали эксплуатации здания в наших условиях, комфорта работы творческого состава и размещения зрителей будут дорабатываться не только со мной, но и с разными экспертами, которые будут настаивать на своих параметрах.
Портфолио UN Studio (Нидерланды, основана в 1988 году):
Театр в Спейкениссе, Нидерланды
Auditorium della sitta - Падуя, Италия
MUMUTH – Дом музыки и театр, Грац, Австрия
Национальный музей Те Папа, новое крыло, Веллингтон, Новая Зеландия
Музей Мерседес-Бенц, Штутгарт, Германия
Музей современного искусства Ближнего Востока, Дубаи, ОАЭ
Lighthouse жилой массив, Дания
Справка БН
Площадь участка 6543 кв. м.
Площадь застройки 4507 кв. м.
Общая площадь здания 21 264 кв. м (1-6 этажи без учета автостояники)
Полезная площадь 19 988 ( надземная часть)
Этажи – 8
Высота здания 28 м
Высота сценической коробки 30 м
Зрительный зал Большой сцены 1075 мест
Зрительный зал Малой сцены 350 мест