Жемчужные зерна архитектурных шедевров обыкновенно прячутся в кучах идей открытых конкурсов, где все желающие профессионалы творят кто во что горазд. Но дело это хлопотное и очень затратное, поэтому компания «Петербург Сити» и пара профильных комитетов городской администрации пошли обычным путем invited competitions, пригласив состязаться команды известных архитекторов с культурно-зрелищными объектами в портфолио.
Избранники
Устроители конкурса уже получили предсказуемый результат: работы высокого профессионального качества с известной гарантией проектного воплощения. Горький опыт Доминика Перро и других фаворитов закрытых конкурсов пока не в счет.
Петербургское бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» приглашено по двум причинам: его градостроительная концепция лежит в основе всей «Набережной Европы» и конкурсный проект Мариинки-2, хоть и не победил, но снискал популярность у горожан и коллег. Плюс регалии Заслуженного архитектора РФ Юрия Земцова, авторитет Михаила Кондиайна и серьезная практика мастерской №1.
Французское «Ateliers Jean Nouvel» входит в мировую топ-десятку и имеет опыт проектирования культурных объектов, к которым устроители конкурса отнесли Музей арабской культуры, офис Фонда Картье и крупный бизнес-центр «Сигнал» в Парижском Дефансе. Петербургу Жан Нувель не чужой: своеобразную вежливость к городу проявил его конкурсный проект газпромовского небоскреба на Охте в виде тонкой стеклянной пластины, стремящейся раствориться в тумане. Голландская UN Studio известна благодаря яркому проекту театра Спейкениссе в Роттердаме и Музею современного искусства Ближнего Востока в Дубаи. Норвежская студия Snohetta AS вышла на международный уровень недавней победой в конкурсе на лучший проект гостиничного комплекса Gateway в Эмиратах.
В день объявления конкурса маэстро Эйфман рассказал: «До того, как встретиться с каждым из архитекторов, я смотрел их театральные и концертные работы. Выбор не случаен, он был сделан не только мной, а группой специалистов, но приоритет отдан тем, кто уже занимался этим направлением. Я надеюсь, что сделанное ими будет интродукцией к настоящему шедевру». Похоже, не вышло.
Никто из конкурсантов формально не злоупотребил правом на дополнительную высоту Театра танцев и не пытался доминировать над окрестностями. На макетах все предложения выглядят почти вровень с окружающей застройкой, выступая только технического вида коробом, голландцы избежали и этого, и только купол Нувеля заметно изменит линию кровель, насколько бы он над ней ни возвышался.
Обе северные команды выставили поразительно близкие по образу проекты, равно похожие на грандиозные глыбы льда. В двух айсбергах пытливый наблюдатель найдет множество отличий: один плавно тает, другой скорее кристалл, один в плане трапеция, другой ближе к треугольнику, в одном больше мрамора, в другом – стекла и так далее.
Попытка авторов по-северному породниться с Петербургом трогательна, но обнаруживает огромную разницу менталитетов. Мы люди северные – любим тепло и принимаем в Петербурге все южные волны античности, через какие страны они в наши края ни докатывались бы. Уже не первый раз, начиная с американца Эрика Мосса, зарубежные архитекторы видят северную столицу России не столько окном в Европу, сколько воротами в бескрайнюю заснеженную пустыню Сибири. И радостно потирают руки в творческом возбуждении перед этим белым листом, на котором деликатнейшим образом, нежнейшей линией рисуют нечто белое и прозрачное с приветливым светом в глубине. На этот свет издалека влечется продрогший путник согреться, наконец, водкой из самовара и насладится любимым национальным зрелищем - «Лебединым озером» от Chaikovski.
Классический вид центра города - кому благодать, кому проклятие, но он непреложен. Ему в угоду авторами проекта застройки Евгением Герасимовым и Сергеем Чобаном создана овальная площадь, и торосы на ней вызывают ассоциации с Северной Пальмирой, гибнущей не в зыбучих песках, а в сугробах.
Игры в классики
Петербургская архитектура, особенно в ядре исторического центра, обречена на вечные поиски компромисса с классикой. Последние попытки войти сюда по принципу контраста встретили резкое отторжение горожан, которым даже копии старых мастеров милее любого духа современности. А в святая святых города, прямо перед иконостасом биржи Тома де Томона, эксперименты неуместны.
Жан Нувель, у которого баланс контекстуальности и экстравагантности обычно смещен к последнему, легко принимает условия необходимого политеса, и они ему совершенно не мешают. Классика? Тогда пусть это будет купол, например, шикарная полусфера с картинами балета снаружи и всевозможными театральными затеями внутри. Такая полная чаша культурного гурманства. Конечно, вдохновенному автору предъявят скучные упреки в несомасштабности, излишней амбициозности и что видовые коридоры перекрыл.
Гораздо тоньше, со множеством исторических связей и аллюзий, играет в классику проект мастерской «Земцов, Кондиайн и партнеры». Соблюдая масштаб застройки и нейтралитет к модерну Петроградской стороны с улицы Добролюбова, авторы к площади обращают театр внушительной колоннадой. Парфенон, да не тот, а вполне современный. Колонны без капителей и каннелюр постмодернистски гнуты, над ними утилитарного конструктивистского вида сооружение с ленточными окнами. Вид из колоннады на Петропавловский собор показан отдельной иллюстрацией в духе «Мира искусства», а в створе одной из новых улиц театр поразительно похож на БКЗ «Октябрьский». Это поклон недавно ушедшему из жизни учителю Александру Жуку.
Авторы собрали в одном проекте все, что им дорого, поклонились во все стороны, и теперь жюри решать, насколько это органично и театрально.
Возглавляет жюри пара непрофессионалов - губернатор Валентина Матвиенко и банкир Василий Титов, но в его составе из 21 судьи пятеро именитых зарубежных зодчих. Весомое слово скажут хореограф Борис Эйфман, кому новое здание танцевать, и министр культуры РФ Александр Авдеев, кому его брать на баланс по инвестиционному договору. Остальные члены жюри - чиновники, представители инвестора и культурной общественности, вынося вердикт, конечно прислушаются к мнению Экспертного совета, составленного только из специалистов по архитектуре, оснастке и безопасности зрелищных сооружений, акустике и постановочным технологиям. Победителя назовут во вторник 21 июля.
Комментарий
Борис Эйфман, хореограф:
Это должен быть театр не просто для творческой деятельности одной из балетных трупп России, а центр мирового балета, где будут концентрироваться современные идеи и формы, чтобы вновь, как и сто лет назад, во времена Дягилева и еще раньше, с берегов Невы в мир были посланы новые имиджи и идеи для развития всех танцевальных видов искусства.
Я встречался с каждым архитектором отдельно и высказывал свои пожелания, которые не были инструкцией. Это мое представление, которое архитектор может принять или отвергнуть.
Пожеланий три. Это должно быть создано именно для современного Петербурга, но все-таки с учетом той стилистики, в которой мы живем.
Я хотел бы, чтобы зрительный зал был близок к традиционному итальянскому театру с ложами и атрибутикой, а не стандартный современный, который сегодня можно видеть и в филармонии, и в концертных залах. Это должен быть как бы исторический театральный зал, конечно, с новыми идеями, но сохраняющий дух традиций.
Я пожелал, чтобы и внешне он отличался от современной архитектуры, в которой сегодня превалирует стекло. Я просил какого-то иного материала, более близкого Петербургу.
Высоту коробки
Моя роль в проекте как бы провокатора, возможно, в какой-то степени идеолога, но я ни в коем случае не тот человек, который стремится к праву вето или какому-то диктату.
Слава Богу, я дожил до того момента, когда мои молитвы и желания начинают исполняться, и я очень благодарен инвестору за поддержку, но не хотел бы, чтобы это трактовалось как театр одного творца.
Справка БН
«Набережная Европы» –многофункциональный комплекс и Дворец танцев будут возведены между пр. Добролюбова, набережной Малой Невы, пер. Талалихина и площадью Академика Лихачева.
Площадь участка – 99,416 тыс. кв.м.
Во Дворце танцев разместятся труппы классического и современного балета, а также «творческая лаборатория» для молодых хореографов. Два зала рассчитаны на 1000 и на 300 зрителей.
МФК включает пятизвездочную гостиницу, кварталы элитного жилья и торгово-офисный центр. Финансирует проект Банк ВТБ, управляет строительством компания «ВТБ-Девелопмент»,инвестор – ООО «Петербург Сити». Срок реализации – 2016 год.