Чиновники сейчас не спешат исполнять судебные решения о сносе и утверждают, что будут делать ставку на легализацию таких объектов. Точнее – убеждать застройщиков приводить незаконные строения в соответствие с требованиями градостроительной документации. Положительные примеры уже есть.
Демонтажные нюансы
О возможном сносе незаконных жилых домов в Петербурге заговорили года три назад: Смольный дал право Службе госстройнадзора и экспертизы обращаться с исками о ликвидации самостроев.
С тех пор были вынесены решения о демонтаже двух десятков домов – Госстройнадзору удалось доказать, что все они были возведены незаконно. В большинстве случаев речь идет о многоквартирных жилых зданиях, построенных на землях ИЖС. Правда, как выясняется, под снос могут попасть и объекты на «правильных» участках.
Наглядный тому пример – ситуация с домом на Горной, 22, который входит в состав ЖК «Никитинская усадьба». Решение о ликвидации объекта вступило в силу больше года назад, но в ситуации пока рано ставить точку. Дело в том, что участок под зданием предназначен для размещения именно многоквартирных жилых домов. К тому же, как рассказал житель «Никитинской усадьбы» Александр Николаев, разрешение на строительство дома у застройщика все-таки было. «Но застройщик пошел по самому простому пути – решил получить добро на возведение индивидуального здания. Собственно, из-за этого и начался конфликт – контролирующие органы усмотрели признаки нарушения законодательства и подали иск о сносе», – пояснил Александр Николаев.
Жильцы дома на Горной, 22 уже несколько раз обращались к властям, требуя узаконить строительство. Пока безрезультатно.
Этажом меньше
В Госстройнадзоре утверждают, что есть лишь один способ легализации самовольной постройки: застройщик должен привести объект в соответствие с градостроительным законодательством. Проще говоря, превратить многоквартирный дом в индивидуальный. Так, в конце февраля компания «Териоки» подписала с Госстройнадзором мировое соглашение, по которому получила возможность легализовать построенный в Зеленогорске апарт-отель. Чтобы привести свой объект в соответствие с законом, компании пришлось «срезать» у постройки один этаж.
Недавно аналогичным образом избежал угрозы сноса жилой дом в поселке Александровская – на улице Новые Места, 34, лит. А. Собственник построил на участке трехэтажное здание с мансардным этажом и двумя входами, после чего обратился в суд с требованием легализовать объект. В качестве третьего лица привлекли Госстройнадзор, но юристы ведомства потребовали снести дом. «У объекта были признаки многоквартирного жилого дома, хотя на участке разрешено строить индивидуальное здание. В итоге владелец участка заявил о том, что приведет свой объект в соответствие с градостроительными нормами. Здание уменьшилось на один этаж и мансарду», – пояснили БН в Госстройнадзоре. Пушкинский районный суд отказал Госстройнадзору в иске о сносе. «Оспаривать это решение мы не будем, ведь снос незаконной постройки – это не самоцель. Здание привели в соответствие с законом, чего мы и добивались», – сообщили в ведомстве.
Не отследить
Такой способ легализации годится не для всех самостроев. Ведь во многих из них к моменту завершения строительства уже проданы все квартиры. Очевидно, что в таком случае приводить объект «в соответствие с градостроительными требованиями» – то есть, по факту, сносить пару-тройку этажей – застройщику будет затруднительно.
С другой стороны, упреждающих мер, которые бы позволили остановить волну самостроев, пока не придумали. «Запретить строить объект можно только в судебном порядке. Но для этого надо доказать, что вместо индивидуального дома возводится многоквартирный. В период строительства объекта сделать это невозможно – экспертиза не сможет установить, какой тип здания в итоге появится», – пояснили БН в Госстройнадзоре. Юристы Службы обращаются с исками о сносе незаконных объектов только после того, как здание уже возведено. А в период строительства ведомство может лишь выдавать предписания о приостановке работ, впрочем, в большинстве случаев застройщики их игнорируют.
Ситуация патовая. При всем том покупатели квартир в таких домах будут всячески отстаивать свои интересы – жаловаться депутатам, проводить митинги и требовать легализовать самострой.
А надзорным органам остается лишь призывать покупателей разумным образом подходить к выбору квартир в новостройках.
О кардинальных мерах – массовом сносе петербургских самостроев – видимо, речи уже не идет. В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Санкт-Петербургу подтвердили, что в исполнительном производстве находится восемь дел о сносе незаконно построенных домов (в числе которых, кстати, значится и объект на Горной, 22). Но объяснили, что демонтировать самострои в ближайшее время не планируется.
В этой ситуации число незаконных строек в Петербурге, скорее всего, будет лишь возрастать. Не секрет, что жилье в самостроях гораздо дешевле обычного. И интерес к таким объектам у желающих сэкономить граждан, несмотря на все риски, остается. А раз есть спрос – будет и предложение.