Начнем с не самых оптимистических новостей. Как рассказали БН в ОАО «Метрострой», работы по строительству продолжения Фрунзенского радиуса от «Международной» до новой станции «Шушары» сейчас практически не ведутся. Проходческий щит остановлен для ремонта режущей части, который продлится как минимум месяц. А станцию «Дунайский проспект» невозможно возводить без рабочей документации, которую генпроектировщик передает заказчику в час по чайной ложке. Активность «Метростроя» на этом участке сводится к проходке наклонных ходов станции «Проспект Славы» и подземного перехода.
При таких темпах открытие движения до Шушар к 1 декабря 2017 года представляется малореальным. И можно предположить, что для Смольного гораздо более важным является строительство продолжения Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой» (бывшей «Улицы Савушкина») с промежуточной станцией «Новокрестовская». Ведь ее-то нужно кровь из носу сдать к чемпионату мира по футболу, который начнется в июне 2018 года. Еще лучше – к Кубку Конфедераций, намеченному на лето 2017-го. А жители Восточного Купчино могут и подождать (хотя у них самих наверняка совершенно иное мнение по этому поводу).
То, что приоритеты уже расставлены, говорит и необычайная решимость, которую продемонстрировали чиновники в начале июля. Напомним: петербургская антимонопольная служба отменила сразу три конкурса на инженерную подготовку территории и подготовку площадок для станций Невско-Василеостровской линии на общую сумму почти в 1 млрд руб. Поводом стала жалоба ООО «Лэндпорт»: по его информации, у заказчика не было оснований для проведения конкурса с ограниченным участием. Кроме того, заказчик неправомерно требовал от участников свидетельства о допуске к строительству и ремонту метро, а также не разместил на сайте проектную документацию.
Однако Комитет по развитию транспортной инфраструктуры вышел из положения довольно изящно. Он опротестовал постановление УФАС в арбитражном суде и попросил ввести обеспечительные меры в виде приостановки запрета на проведение конкурсов до окончательного решения Арбитражного Суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суд принял сторону городских чиновников, что позволило комитету вполне легально довести конкурсные процедуры до конца и выбрать победителем во всех трех тендерах ОАО «Метрострой». Госконтракт с «Метростроем», как ожидается, будет подписан в самые ближайшие дни, и не исключено, что генподрядчик еще до конца июля приступит к подготовке стройплощадок.
В этом был и есть определенный риск: дело по существу будет рассмотрено в сентябре и есть вероятность, что на сей раз суд встанет на сторону антимонопольщиков. Однако иного выхода у Смольного не было. Объявление новых тендеров грозило многомесячной задержкой начала работ и, соответственно, опасностью не успеть вовремя построить новые станции. Определенное отставание от графика и так имеется, и теперь основная задача заказчика – ускорить процесс.
Для этого, судя по всему, денег жалеть не будут. Как рассказала пресс-секретарь «Метростроя» Екатерина Гигиняк, специально для строительства продолжения Невско-Василеостровской линии город, возможно, закупит еще один тоннелепроходческий щит в Германии (новый либо бывший в употреблении). Ранее предполагалось, что копать тоннели от «Беговой» к «Приморской» будет тот же щит, что в настоящее время работает (вернее ремонтируется) на Фрунзенском радиусе. Но стало очевидно, что ждать этого бессмысленно – тогда в нужный срок не успеют построить не одну ветку, а сразу две.
Напомним, что станцию «Беговая» построят открытым способом, а тоннель будут проходить один, а не два, как делали раньше. Это позволит строить новое метро гораздо быстрее, а потому шансы на то, что жители Юго-Западной Приморской части Петербурга к 2018 году получат станцию в пешеходной доступности, сохраняются довольно неплохие.