Разрешение на строительство Центрального участка ЗСД было выдано в феврале прошлого года, но активные работы стартовали только в начале апреля. Так что сейчас, спустя год, самое время проверить, что успели сделать строители. Для этого журналисты БН съездили на Канонерский остров, к устью реки Смоленки на Васильевском острове и в Северо-Приморскую часть (СПЧ) города. Таким образом, мы осмотрели стройплощадку, растянувшуюся более чем на 10 километров, с трех разных точек.

Эта хрущевка на Канонерском острове предназначена под расселениеМорской канал, над ним должна пройти переправа высотой 52 метра

В последний раз мы были здесь в октябре 2013-го и убедились тогда, что строительство идет даже с опережением графика. Собственно, тот же самый вывод напрашивается и сейчас. Но за одним исключением: сооружение моста через Морской канал (от действующей развязки на набережной Екатерингофки через Гутуевский остров на Канонерский) вообще не ведется. А ведь этот объект чрезвычайно сложный и ресурсоемкий. Высота подмостового габарита составит 52 метра, сама переправа будет двухуровневой – по четыре полосы в каждую сторону. И будет крайне сложно построить такой мост-гигант за два года – весь Центральный участок планируется сдать в эксплуатацию в 2016-м.

Вид на намывные территории Васильевского островаВременная технологическая площадка в Невской губе, на которой сооружают опору для будущей эстакады

Причина задержки, в общем-то, известна. Для того чтобы начать возведение мостовых опор, нужно сначала полностью расселить три хрущевки (их адреса – Канонерский остров, 15, 16 и 17), а также два из четырех подъездов дома 12/2, который стоит торцом к будущей трассе. Кроме того, требуется перебазировать в другое место детский садик. Жители всех попавших под ЗСД домов условиями своего расселения очень недовольны: собственникам квартир ОАО «ЗСД» предлагает суммы, на которые аналогичное жилье в других районах Петербурга купить невозможно.

Вообще, ситуация вызывает, мягко говоря, недоумение. Непонятно, почему при полной стоимости проекта в 212 млрд руб. нельзя было выделить земельный участок и хотя бы полмиллиарда на возведение жилья для всех переселенцев и тем самым решить все проблемы. А пока дома стоят нерасселенными, и даже если удастся быстро договориться со всеми жильцами, то их переезд все равно займет не менее полугода. Соблюдение всех заявленных сроков сдачи Центрального участка ЗСД может оказаться под угрозой.

Васильевский остров, устье СмоленкиЗдесь пройдет 300-метровый тоннель под Смоленкой

К кому уж точно не должно быть претензий, так это к генподрядчику строительства – итало-турецкой компании ICA. Прогресс с момента нашего октябрьского посещения стройплощадки налицо: если тогда рабочие лишь приступали к возведению временных технологических платформ, то теперь они готовы полностью и сейчас монтируются железобетонные опоры под будущие эстакады. Между Крестовским островом и СПЧ уже начали сооружение моста через Елагинский фарватер. Первые пролетные металлоконструкции лежат на берегу Большой Невки, и, очевидно, ближе к лету начнется их монтаж на готовые опоры.

Кипят работы и на Васильевском острове. Уже намыто 130 тысяч кубометров песка в районе устья реки Смоленки. Здесь построят 300-метровый тоннель. Сама река будет протекать над ним – ее пустят по железобетонному желобу. Особенно впечатлило количество рабочих за строительным забором – не менее сотни человек, и это только на одном сравнительно небольшом участке.

Почти готовые опоры в Елагинском фарватереСовсем скоро начнется монтаж мостовых ферм

Резюмируем: ситуация со строительством Центрального участка складывается примерно такая же, как и несколько лет назад с частью Южного – от Благодатной улицы до Екатерингофки. Тогда работы на этом отрезке ЗСД разделили между тремя генподрядными организациями. Две из них вовремя выполнили свой объем работ, а вот третья сделать этого не сумела. В итоге ввод в эксплуатацию всего участка задержался на год. Сейчас процесс тормозит сам заказчик строительства – ОАО «ЗСД», – подконтрольный Смольному. И чиновникам надо очень поторопиться, чтобы в 2016 году достроить внутригородскую скоростную трассу, так необходимую Петербургу.

Текст: Павел Гинёв    Фото: Алексей Александронок