Разрешение на строительство Центрального участка ЗСД было выдано в феврале прошлого года, но активные работы стартовали только в начале апреля. Так что сейчас, спустя год, самое время проверить, что успели сделать строители. Для этого журналисты БН съездили на Канонерский остров, к устью реки Смоленки на Васильевском острове и в Северо-Приморскую часть (СПЧ) города. Таким образом, мы осмотрели стройплощадку, растянувшуюся более чем на 10 километров, с трех разных точек.
В последний раз мы были здесь в октябре 2013-го и убедились тогда, что строительство идет даже с опережением графика. Собственно, тот же самый вывод напрашивается и сейчас. Но за одним исключением: сооружение моста через Морской канал (от действующей развязки на набережной Екатерингофки через Гутуевский остров на Канонерский) вообще не ведется. А ведь этот объект чрезвычайно сложный и ресурсоемкий. Высота подмостового габарита составит 52 метра, сама переправа будет двухуровневой – по четыре полосы в каждую сторону. И будет крайне сложно построить такой мост-гигант за два года – весь Центральный участок планируется сдать в эксплуатацию в 2016-м.
Причина задержки, в общем-то, известна. Для того чтобы начать возведение мостовых опор, нужно сначала полностью расселить три хрущевки (их адреса – Канонерский остров, 15, 16 и 17), а также два из четырех подъездов дома 12/2, который стоит торцом к будущей трассе. Кроме того, требуется перебазировать в другое место детский садик. Жители всех попавших под ЗСД домов условиями своего расселения очень недовольны: собственникам квартир ОАО «ЗСД» предлагает суммы, на которые аналогичное жилье в других районах Петербурга купить невозможно.
Вообще, ситуация вызывает, мягко говоря, недоумение. Непонятно, почему при полной стоимости проекта в 212 млрд руб. нельзя было выделить земельный участок и хотя бы полмиллиарда на возведение жилья для всех переселенцев и тем самым решить все проблемы. А пока дома стоят нерасселенными, и даже если удастся быстро договориться со всеми жильцами, то их переезд все равно займет не менее полугода. Соблюдение всех заявленных сроков сдачи Центрального участка ЗСД может оказаться под угрозой.
К кому уж точно не должно быть претензий, так это к генподрядчику строительства – итало-турецкой компании ICA. Прогресс с момента нашего октябрьского посещения стройплощадки налицо: если тогда рабочие лишь приступали к возведению временных технологических платформ, то теперь они готовы полностью и сейчас монтируются железобетонные опоры под будущие эстакады. Между Крестовским островом и СПЧ уже начали сооружение моста через Елагинский фарватер. Первые пролетные металлоконструкции лежат на берегу Большой Невки, и, очевидно, ближе к лету начнется их монтаж на готовые опоры.
Кипят работы и на Васильевском острове. Уже намыто 130 тысяч кубометров песка в районе устья реки Смоленки. Здесь построят 300-метровый тоннель. Сама река будет протекать над ним – ее пустят по железобетонному желобу. Особенно впечатлило количество рабочих за строительным забором – не менее сотни человек, и это только на одном сравнительно небольшом участке.
Резюмируем: ситуация со строительством Центрального участка складывается примерно такая же, как и несколько лет назад с частью Южного – от Благодатной улицы до Екатерингофки. Тогда работы на этом отрезке ЗСД разделили между тремя генподрядными организациями. Две из них вовремя выполнили свой объем работ, а вот третья сделать этого не сумела. В итоге ввод в эксплуатацию всего участка задержался на год. Сейчас процесс тормозит сам заказчик строительства – ОАО «ЗСД», – подконтрольный Смольному. И чиновникам надо очень поторопиться, чтобы в 2016 году достроить внутригородскую скоростную трассу, так необходимую Петербургу.