– Елена Владимировна, сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект о так называемых резиновых квартирах, то есть помещениях, где ведется массовая фиктивная регистрация граждан. В поправках к этому документу, которые еще только обсуждаются экспертами и должны быть подготовлены к осени, предлагается прописать, сколько квадратных метров жилья должно приходиться на гражданина, чтобы его можно было зарегистрировать в помещении. Как вы относитесь к этой инициативе?

– Для нас самое главное не количество «квадратов», а фактическая возможность для тех, кого регистрируют, проживать в квартирах. С правовой точки зрения регистрация – это действие, которое следует после того, как человек переезжает в жилое помещение. И даже в заявлении с просьбой зарегистрировать гражданина, которое подает хозяин жилья, содержится графа «факт вселения подтверждаю». Если же человек не планирует проживать в квартире, то получается, что регистрационный учет носит формальный характер. Так, органам власти необходимы данные о числе проживающих на конкретной территории, чтобы планировать строительство детских садов, школ, больниц, поликлиник, спортивных и других социальных объектов, а также инфраструктуры. Стоит учитывать, что у граждан, кроме прав, есть и обязанности. Это воинский долг, оплата алиментов, исполнение судебных решений и т. д.

Для того чтобы в случае необходимости принудить граждан выполнять свои обязанности, также требуется информация об их фактическом местонахождении. Население должно понимать, что точный регистрационный учет обеспечит решение социальных проблем.

– Сколько сейчас «резиновых квартир» в Петербурге и в каких районах они расположены?

– Такие объекты есть как в центре Петербурга, так и на окраине. Мы ведем мониторинг «резиновых квартир» и вносим все сомнительные адреса в свой «черный список». Помещение может попасть в него, если в нем зарегистрировано более десяти человек. Но в каждом конкретном случае мы разбираемся в индивидуальном порядке и проверяем степень родства вновь регистрируемых граждан. Так, недавно мы столкнулись с ситуацией, когда в квартире было зарегистрировано десять человек, но в ходе проверки выяснилось, что в ней проживает одна семья, состоящая из нескольких поколений. Потому объект в наш список не попал.

Сейчас, по нашим данным, в Петербурге насчитывается 800 «резиновых квартир», в каждой из которых имеется факт постановки на миграционный учет более 20 иностранных граждан. Есть еще около 130 адресов, в которых произведена массовая регистрация граждан России. Для них ведется отдельный учет.

В «резиновых квартирах» могут числиться «проживающими» в среднем около 50 человек, но доходит и до двух тысяч. А фактически жилье либо вообще пустует, либо там живут один-два человека.

Мы со своей стороны вместе с коллегами из правоохранительных органов добиваемся отмены регистрации в таких объектах через суд, который в большинстве случаев становится на нашу сторону. Пользуясь случаем, хочу напомнить, что незаконная регистрация граждан карается не только штрафами, но может обернуться и уголовной ответственностью.

– По новым правилам предоставления коммунальных услуг, управляющие компании получили полномочия выявлять незаконно проживающих в домах граждан и направлять сведения о них в полицию и миграционную службу. Увеличилось ли количество обращений к вам по поводу нелегальных жильцов?

– Пока нет. Напомню, что эта норма начала действовать лишь с апреля 2013 года. Но я думаю, что все еще впереди, и число обращений должно вырасти в самое ближайшее время. Граждане должны понимать, что в помещениях, которые арендуются незаконно, чаще всего не установлены приборы учета, а их собственники платят по нормативу. Это значит, что оплачивать все потребленные ресурсы приходится остальным жильцам. При этом особо остро складывается ситуация с нелегальными мигрантами. Так, семьи граждан РФ, которые арендуют жилье без заключения договора, состоят обычно из двух-четырех человек. А по мигрантам мы сталкивались с ситуациями, когда трехкомнатная квартира сдавалась сразу на 30 человек. Поэтому мы призываем всех граждан сообщать нам о незаконных жильцах. Дело заключается не только в переплатах за коммунальные услуги, но и в элементарной безопасности.

– Кому жаловаться на нелегальных жильцов?

– Прежде всего, участковым. Затем руководству ТСЖ, ЖСК, в управляющую компанию. Можно обращаться напрямую в нашу общественную приемную, которая открыта на Захарьевской, 10, и работает ежедневно. Кроме того, у граждан есть право пожаловаться в городскую прокуратуру.

– Ранее сообщалось, что до 2018 года в Петербурге будет построено 89 доходных домов для мигрантов. Потом городские власти решили сократить программу. Востребованы ли сейчас доходные дома? Какова средняя стоимость проживания в них?

– Сейчас уже существующие доходные дома заполнены лишь наполовину. То, что здания не востребованы, можно объяснить общими проблемами, которые существуют в сфере трудовой миграции. Наши работодатели крайне неохотно включаются в процесс обеспечения жильем своих иностранных работников. Владельцы бизнеса в основном сосредоточены на получении прибыли, а не решении социальных вопросов. Кроме того, существует и определенный круг лиц, которые заинтересованы в бизнесе на мигрантах. Недобросовестные граждане и организации предлагают иностранным гражданам организовать проживание в ветхих и аварийных домах. Стоимость аренды помещений там в разы ниже, чем если бы мигранты снимали квартиры. Но в итоге иностранные граждане платят за комнаты в аварийных зданиях все равно больше, чем за места в доходных домах. Просто многие мигранты не знают об этом факте. Так, мы берем с постояльцев доходных домов 2,5-3 тыс. руб. за койко-место в месяц.

Мы уже выходили с инициативой обязать работодателей (прежде всего застройщиков), нанимающих иностранных граждан, предоставлять мигрантам жилые помещения.

Но предложение «повисло» в воздухе и оказалось невостребованным у депутатов.

– Сколько сейчас в Петербурге ветхих и аварийных домов, в которых незаконно проживают мигранты? Где расположены эти здания?

– Таких объектов может быть до 600. В основном они расположены в центре. Больше всего домов, занятых мигрантами и идущих под снос, в Адмиралтейском и Центральном районах. Есть здания и в Невском и Калининском районах. Мы внимательно следим за такими объектами и регулярно устраиваем рейды.

– В каких сферах в Петербурге трудятся мигранты и как много их городе?

– По нашим данным, на законных основаниях в Петербурге сейчас работают около 320 тыс. иностранных граждан. Больше всего мигрантов занято в сфере услуг и ЖКХ – около 40%. На втором месте строительство. В этой отрасли трудится почти треть от всех легально работающих иностранных граждан.

– Есть ли среди мигрантов, занятых в сфере строительства, высококвалифицированные специалисты?

– К сожалению, практически нет. Неквалифицированные работники пока составляют 95% от всех, кто получил разрешение на работу. Так, в этом году к нам приехало только 300 высококвалифицированных специалистов. В основном это управленцы, топ-менеджеры. Строителей среди них – единицы.

Пока на петербургских стройках используют в основном дешевую рабочую силу.

– В каких районах Петербурга проживают мигранты?

– Как я уже упоминала, многие мигранты обустраиваются в аварийных и ветхих домах в центре. Сейчас есть локальные зоны проживания иностранных граждан во Фрунзенском и Красносельском районах. Часто мигранты выбирают пригороды из-за низких цен там на аренду помещений. Примечательно, что около четверти мигрантов, занятых в строительстве, проживают не в Петербурге, а во Всеволожском районе Ленобласти, где сейчас идет массовое возведение высоток.

– Вы согласны с мнением, что Петербургу и городским стройкам не справиться без гастарбайтеров?

– Нет, я бы не стала выносить такие категоричные оценки. Да, часто слышатся заявления, что местное население не пойдет на низкооплачиваемую работу. Но в таком случае трудиться на объектах могут граждане РФ из ближайших регионов Северо-Запада. На мой взгляд, бизнес использует иностранную силу не потому, что нет своих работников. Очевидно, что неквалифицированным мигрантам можно заплатить меньше, а это увеличивает собственную прибыль. Кроме того, иностранные граждане зачастую плохо ориентируются в российском законодательстве, не судятся с работодателями, мало внимания обращают на социальные условия. Все это объясняет, почему работодатели предпочитают нанимать иностранных граждан, а не местное население.

Текст: Светлана Коваленко    Фото: Алексей Александронок