Проверка проводилась на основании жалоб граждан, которые не смогли переехать из аварийного жилья.
По мнению заявителей, оспариваемые законоположения не соответствуют ряду статей Конституции РФ. Они вводят необоснованные различия в жилищных правах граждан одной категории. Предусматривается внеочередное обеспечение жильем только граждан, занимающих жилые помещения на основании договора социального найма. Таким образом, собственники помещений, которые были поставлены на жилищный учет вследствие признания этих помещений непригодными для проживания, лишаются такой возможности.
Суд признал, что нормы статьи 57 ЖК РФ, закрепляющие порядок предоставления жилья, не могут рассматриваться как нарушающие права граждан. Ни из этой статьи, ни из каких-либо других норм Кодекса не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилье которых признано непригодными для проживания, является их проживание на основании договора социального найма или договора найма. Нуждающимся может быть признан как наниматель, так и собственник, малоимущим из их числа жилье предоставляется во внеочередном порядке.
Однако в своей взаимосвязи стати 32 и 57 ЖК РФ на практике допускают предоставление вне очереди жилых помещений только при условии, что малоимущие граждане занимают помещение на основании договора соцнайма, а собственникам отказывают. При этом иные эффективные механизмы удовлетворения их жилищных потребностей отсутствуют.
Они могут надеяться на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое помещение лишь в порядке статьи 32 ЖК РФ. Однако данная статья не предполагает обязанности публичных органов по предоставлению жилья вне очереди.
Тем самым правовые инструменты, закрепленные в статьях 32 и 57 ЖК РФ, не образуют единого системного механизма, рассчитанного на обеспечение интересов состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан, жилье которых признано непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежащим, и нуждающихся в предоставлении жилья.
«Оспариваемые нормы не позволяют им быть в достаточной степени уверенными в реализации своего права на жилище, они вступают в противоречие с конституционными гарантиями достоинства личности, с принципами равенства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод, не соответствуют Конституции РФ и подлежат изменению законодателем», - говорится в постановлении.