– На сколько возросло количество заявлений на госрегистрацию прав в электронном виде за период карантина?
– По итогам I квартала 2020 года мы отмечаем увеличение количества заявлений в электронном виде, поданных через портал Росреестра, на 22,7% по сравнению с тем же периодом 2019 года. В период карантина рост еще значительно увеличился, практически в два раза. За истекший период апреля поступило в электронном виде 10 769 заявлений. Это уже больше, чем за весь март 2020 года (10 482 заявления), что свидетельствует о большой востребованности сервиса портала.
– В чем специфика проведения регистрации в онлайн-режиме?
– Специфика электронных сделок в том, что все документы должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП) тех лиц, которые подписали, издали или удостоверили документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав. Сертификат электронной подписи и сейчас можно оформить с помощью сервиса Удостоверяющего центра Федеральной кадастровой палаты и обратившись в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Санкт-Петербургу.
– После снятия карантинных ограничений останутся ли эти цифры на таком же высоком уровне?
– Думаю, будут и дальше расти. За время вынужденного карантина все больше правообладателей воспользовались современным способом получения государственных услуг и оценили его преимущества: круглосуточную доступность и экстерриториальный принцип, отсутствие очередей, сокращение сроков рассмотрения документов, сниженный размер госпошлины.
– Какие тенденции вы отметили за время карантина?
– Увеличилась регистрация сделок с недвижимостью в электронном виде. Мы наблюдаем двукратное увеличение электронных документов, поступающих через портал Росреестра от нотариусов, кредитных организаций, застройщиков.
– Что бы вы со своей стороны посоветовали риэлторам, чтобы сделки проходили быстро и без проблем?
– В работе риэлторов действительно есть определенные трудности, которые связаны с ограничением работы МФЦ. В связи со сложной эпидемиологической обстановкой в Санкт-Петербурге с 11 до 30 апреля 2020 года многофункциональные центры «Мои документы» закрыты для заявителей. Наши специалисты продолжают работать в штатном режиме, рассматривая в установленные сроки документы, поступающие в электронном виде, по экстерриториальному принципу из других регионов страны, а также по почте. Все документы, которые были приняты в МФЦ до закрытия (до 27.03.2020), уже рассмотрены государственными регистраторами. По договоренности, достигнутой еще ранее с МФЦ, срок хранения документов в МФЦ составляет шесть месяцев. То есть документы можно будет получить после открытия офисов МФЦ. В настоящее время подача документов доступна всеми способами, предусмотренными Законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», кроме личного приема в МФЦ.