Вторая неделя декабря ознаменовалась гроздьями ледяных сталактитов на крышах петербургских домов. Появились первые травмированные падающими сосульками и уволенные за ненадлежащую очистку кровель чиновники ЖКХ. Администрация Санкт-Петербурга объявила тендер на очистку кровель Смольного и готова в рамках горзаказа выделить на эти цели 6,43 млн руб. В особых случаях работы должны производиться при помощи 25-метровой телескопической вышки.

Почему проблема, не актуальная для Петербурга пушкинской поры и не сильно беспокоившая уже наши коммунальные службы и горожан, уже третий год проявляется с завидной регулярностью? Неужели все дело в начавшихся климатических изменениях?

Подводная часть айсберга
Специалист по энергоаудиту зданий кандидат технических наук Александр Горшков уверен, что глобальное потепление или похолодание (с этим ученые до сих пор не определились) здесь ни при чем: «На протяжении трех веков в Петербурге случались и морозные, и снежные зимы. А кровли всегда проектировали с учетом повышенных снеговых нагрузок, с которыми, они, впрочем, прекрасно справлялись». К наледям на крышах, по словам ученого, приводит не сам снег: многократные циклы оттаивания и подморозки создают идеальную среду для размножения “сосулей”».

В редакцию БН попало экспертное заключение, подготовленное для Жилищного комитета Правительства Петербурга и подписанное учеными из Политехнического института и Военно-космической академии им. Можайского. В нем подробно моделируются механизмы «сосулеобразования», а также обосновываются инженерно-технические мероприятия для борьбы с явлением, поразившим питерские крыши.

Так вот, по утверждениям «доцентов с кандидатами», сами сосульки, на борьбу с которыми мобилизуют и ученых, и дворников, являются лишь видимой частью проблемы. Подводная (точнее «подснежная») часть айсберга – образование на кровле так называемой ледяной плотины (см. рис.). Ледяная дамба в виде гребня льда обычно образуется на кровле параллельно линии ее свеса и препятствует сходу тающего снега с крыши.

Но при этом сами крыши постоянно подогреваются, как электроплитка, – причем и изнутри (из-за отсутствия теплоизоляции), и снаружи (под воздействием солнца, но это уже ближе к весне). В результате снег тает, а талая вода стекает по гребню дамбы, образуя те самые сосульки, просачивается сквозь кровельное покрытие и попадает в помещения. В нашей житейской практике это выражается в виде многочисленных протечек, жалоб и гневных обсуждениях на интернет-форумах.

Между тем анализ проводимых мероприятий по борьбе с наледями на крышах показывает: основные силы сегодня тратятся на борьбу с последствиями, а не с причинами.

Глобальное потепление на крыше
По словам Александра Горшкова, к тому, что первый раз случилось «аномально снежной» (по словам прежнего губернатора) зимой 2010 года, привела целая цепочка обстоятельств. Здесь в одной точке сфокусировались и законы физики, и социальные проблемы.

Первая причина заключается в том, что петербургские кровли заметно «потеплели». Городской жилищный фонд становится все более прожорливым потребителем тепловой энергии. Ведь на старинных открытках можно наблюдать, как в 1914 году по невскому льду зимой ходят конки, а петербуржцы старших поколений помнят, как в послевоенное время срезали угол по замерзшей Неве от Адмиралтейства к Университетской набережной. Лед напрочь сковывал реку с ноября по март.

В 1930-е годы на смену дровяному отоплению стало приходить водяное. По холодным и продуваемым чердакам проложили трубы отопления, затем и горячего водоснабжения, а у дворников прибавилось работы по очистке крыш. Впрочем, иногда нерадивые дворники портили кровлю ломами и лопатами, но к стихийным бедствиям это не приводило.

С приходом XXI века ситуация усугубилась тем, что обитатели домов начали утеплять фасады (чаще всего за счет установки герметичных окон со стеклопакетами), но не заботились об утеплении чердачных перекрытий. При этом, как всем известно из школьного курса физики, теплый воздух имеет обыкновение подниматься наверх – из «перетопленных» квартир, офисов и расположенных на первых этажах магазинов к кровлям, спроектированным с учетом технических требований XIX века.

Исходя из сказанного, становится понятным, какие именно типы зданий и какие районы больше других уязвимы с точки зрения наледей, сосулек и ледяных дамб. Страдают в первую очередь дома с традиционными скатными кровлями из листового железа. При этом чем выше здание – тем больше тепла «собирает» кровля. У семиэтажных зданий шансы обрасти ледяными «сталактитами» заметно выше, чем у трехэтажных. Вот и получается, что законы теплофизики работают в первую очередь против сталинских «высоток» Московского района и высоких зданий старого фонда, расположенных преимущественно в Петроградском и Василеостровском районах.

Вторая причина повышенного «сосулеобразования» известна не только ученым. В течение последнего десятилетия, до позапрошлого года, зимы в наших краях случались теплые и малоснежные. Между тем именно в этот период кадровый состав и структура ЖКХ радикально обновились. На смену опытным дворникам и техникам пришли трудовые мигранты. Работают они, конечно, добросовестно, но опыта эксплуатации зданий в условиях снежной зимы у них нет.

Третья причина, которая также затрудняет работы по своевременной очистке кровель и приводит к тому, что проблема и в прямом, и в переносном смысле слова накапливается как снежный ком – великое множество припаркованных под растущими сосульками и ледяными шапками автомобилей. За десятилетие мягких зим автомобильный парк Петербурга удвоился.

Традиции против нанотехнологий
Помимо традиционных методов борьбы со стихией предлагается множество инновационных. В частности, два года назад в Петербурге в рамках специального конкурса выбрали несколько таких проектов. Нет, «срезать сосули лазером» уже никто не предлагает. Представители одних компаний продвигают специальные покрытия, другие – греющие кабели, антиобледенительные системы и снегозадержатели, предотвращающие лавинообразный сход ледяных глыб. Кроме этого, специалисты предлагают всевозможные «нанопокрытия» и вибротросы. Однако в подавляющем большинстве случаев речь идет только о симптоматическом лечении, то есть устранении видимых последствий.

Отличились на этом поприще и народные умельцы. В частности, инженер из Кузбасса Виктор Попов получил патент на народное средство борьбы с сосульками. Он предложил смонтировать по краю кровли металлическую трубку, к которой будет подводиться теплый воздух из домовой системы вентиляции. А в одном из домов Казани представители ЖКХ, к великому удивлению жильцов, стали ломать стены, вынимать кирпичи из карнизной части, чтобы пустить на чердаки холодный воздух. И, как ни странно, именно такой способ имеет под собой научное обоснование.

Чердак должен быть холодным
Борьба с сосульками – это труд бесконечный и весьма дорогой. По словам Александра Горшкова, единственным средством, позволяющим бороться не со следствием, а с первопричиной, должны стать холодные кровли, хорошо проветриваемые чердаки и утепленные чердачные перекрытия. Но это только в общих чертах.

«Температура воздуха в чердачных помещениях не должна больше, чем на 4 °С превышать температуру наружного воздуха, – говорит Александр Горшков, –  и, к слову, этот норматив отражен в подзабытых нашими коммунальщиками действующих Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда». Цифра эта отнюдь не случайна: такой разности температур в большинстве случаев оказывается недостаточно для разогрева нижнего слоя снежного покрова, лежащего на кровельном покрытии. Соответственно, при таком раскладе не будет ни сосулек, ни протечек.

Но как добиться, чтобы чердак был холодным? Во-первых, для этого нужна хорошая вентиляция. Во-вторых, для уменьшения притока тепла из помещений верхнего эксплуатируемого этажа, необходимы качественное утепление чердачного перекрытия и надежно закрытые утепленными дверями выходы на чердаки. Для снижения теплоотдачи труб требуется их качественная изоляция. Как можно видеть, все предлагаемые меры – вполне традиционны и не предполагают значительных затрат от эксплуатирующих организаций.

Правда, как уточняют специалисты, положительный результат может быть достигнут только при одновременном проведении перечисленных мероприятий. Например, утепление чердачного перекрытия без изоляции трубопроводов может привести к размораживанию системы отопления, проложенной на чердаке.

Текст: Филипп Урбан