Муниципальное образование «Княжево» занимает часть исторической территории Дачного в Кировском районе Петербурга, южнее Автово. Границы округа проходят по линии Балтийской железной дороги, Дачному проспекту, проспекту Ветеранов, улице Зины Портновой, Трамвайному проспекту, проспекту Стачек, Краснопутиловской улице.
В центре муниципального образования – станция метро «Ленинский проспект».
Зона реновации
Современное название округ унаследовал от созданного в начале XX века поселка. Ходатайство об утверждении плана улиц нового поселка и присвоения ему наименования Княжево было подано владельцем расположенной там усадьбы князем Николаем Куткиным.
Вообще же освоение территории округа началась намного раньше – в начале XVIII века. Первые упоминания связаны с «Красным кабачком», принадлежавшим толмачу Петра I Семену Иванову. От этого заведения пошло название Красно-Кабацкой дороги, существовавшей на картах Петербурга вплоть до советской власти. Топоним «стерли», видимо, из-за нежелательных ассоциаций – с цветом большевистского знамени.
За исключением дворянских усадеб, расположенных вдоль тракта на Петергоф (современный проспект Стачек является частью этого тракта) вся территория Дачного, и Княжево в частности, застраивалась деревянными зданиями. Все они были утрачены во время войны. Деревянным был и храм Казанской Иконы Божьей Матери у Красненького кладбища. Он не закрывался даже в 1920-30-е годы, когда в Ленинграде массово уничтожались культовые сооружения. Однако в начале 1941 года храм сгорел. В 2000 году Казанская церковь была заложена вновь, а в феврале 2001 года освящена. Она стала первой церковью нового тысячелетия в Петербурге.
Из исторических построек до нашего времени сохранились каменные стены и ворота Красненького кладбища – они были возведены еще в XVIII веке.
Активное жилищное строительство на территории Княжево стартовало в 1960-е годы. Кварталы по бульвару Новаторов, Счастливой улице, улицы Зины Портновой, проспекту Народного Ополчения застраивались силами ленинградского гиганта индустрии ДСК-3. Этот домостроительный комбинат открыл в Ленинграде выпуск пятиэтажных крупнопанельных домов серии ГИ. Ими застроена значительная часть юга города, включая даже отдаленные территории Красносельского района.
Одно- и двухкомнатные есть в немногочисленных одноподъездных модификациях серии ГИ – шести-, восьми- и девятиэтажных домах. В этих зданиях по шесть квартир на этаже, причем в двух из них предусмотрены балконы. Они вообще более комфортные – имеется лифт и мусоропровод. Впрочем, это не помешало им попасть в программу реновации вместе с пятиэтажками (территория квартала, ограниченного Ленинским проспектом, проспектом Народного Ополчения, Счастливой улицей, бульваром Новаторов). Отданый под развитие квартал занимает едва ли не четверть всей территории округа. На самом деле «хрущоб» в Княжево намного больше. Видимо, другие участки власти оставили на будущее.
По ту сторону Ленинского
Параллельно возведению панельных зданий шло и строительство домов из кирпича, но в небольших объемах. В Княжево тут и там можно встретить кирпичные одноподъездные «точки», они же «вставки», как иногда называли эти девятиэтажки, подчеркивая их чужеродность в панельной застройке кварталов. Особенно распространены «точки» серии 528КП40. В них по пять квартир на этаж, одно-, двух- и трехкомнатные. Помещения более просторные, чем в панельных пятиэтажках и домах серии ГИ. Гостиные около 20 кв. м, спальни – 7-10 кв. м., кухни – 6-7 кв. м.
В середине 1960-х на Ленинском проспекте (с 1962 по 1977 год он назывался проспектом Героев) были возведены шесть девятиэтажных многоподъездных жилых домов, на первых этажах которых разместился универмаг «Нарвский». По тем временам, когда город еще не знал гипермаркетов, «Нарвский» поражал воображение жителей спального района своими масштабами. Во многом благодаря появлению такого крупного торгового комплекса отрезок Ленинского проспекта, пересекающий Княжево, стал весьма популярным местом. Его привлекательность еще более выросла после открытия в 1977 году станции метро «Ленинский проспект».
Противоположная сторона Ленинского, напротив универмага, застраивалась уже в 1970-80-е годы. В той части округа уже больше качественного жилья. Хотя все равно по объемам лидируют здания категории «старая панель». Немало там пресловутых «кораблей» (серии ЛГ600), внешне выглядящих интереснее хрущевок, но по потребительским характеристикам немногим лучше. Зато уже чаще встречаются кирпичные дома разных модификаций.
В 1980-е в Княжево строились и здания, которые сейчас в листингах классифицируют как «новая панель», но их единицы. По информации Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», в общем объеме предложения квартиры в таких зданиях составляют всего около 4-5%. Зато «старая панель» – серии 1960-70-х годов – 68% в общем объеме. На кирпич приходится около 27% предложений.
Впрочем, доли в общем объеме предложения не всегда отражают реальное соотношение типов жилья в округе, ведь отсутствие того или иного типа квартир в продаже не означает, что таковых нет вообще. Так, в начале 2000-х на свободных пространствах Княжево более-менее активно велось новое строительство. Но количество предложений квартир в новых домах ничтожно мало потому, что срок экспозиции такого жилья обычно недолгий. И это не удивительно. Став достаточно престижным округом уже в 1970-е, территория продолжала набирать популярность. Сейчас это самый развитый с точки зрения обеспеченности объектами торговой и развлекательной инфраструктуры округ на Юго-Западе (хотя, конечно, не идет в сравнение с южной окраиной Московского района, в частности округом «Пулковский меридиан»).
Шикарный «спальник»
В последнее время вблизи станции метро «Ленинский проспект» открылись сразу два крупных объекта коммерческой инфраструктуры – ТРК «Французский бульвар» и ТЦ «Нарва». Они держат достаточно высокую ценовую планку на товары и услуги, несмотря на то что в относительной близости существуют конкурирующие комплексы, такие как ТРК «Континент» и ТРК «Ульянка». Все это благодаря высокой посещаемости Княжево. Через округ ежедневно проходят огромные потоки людей – здесь находится один из отправных пунктов общественного транспорта, связывающий мегаполис с южными пригородами – Красным Селом, Петергофом, Ломоносовым и др.
В Княжево вполне благополучно обстоят дела и с социальной инфраструктурой. Советская плановая застройка предусматривала участки для социальных объектов с расчетом на перспективу развития района. Все кварталы округа имеют в пешеходной доступности детские сады и школы. Нельзя не отметить и особую популярность некоторых образовательных учреждений округа. Например, многие родители, проживающие в соседнем Автово, которое тоже не обделено «социалкой», предпочитают устраивать детей не в свои школы, а в «княжевские», несмотря на то что до них далеко добираться.
С увеличением в последнее десятилетие транспортных потоков, все больше обострялась проблема транспортной доступности округа. Однако теперь в распоряжении жителей Княжево, Дачного и Ульянки – КАД и ЗСД.
«Трешки» дешевле
Развитость округа определяет и цены на жилье вторичного рынка Княжево. По информации Центра исследований и аналитики, в среднем стоимость квадратного метра составляет 90,2 тыс. руб. Самое дешевое жилье – в хрущевках и «кораблях». Квадратный метр в «старой панели» стоит 85,5 тыс. руб. В кирпичных зданиях жилье дорогое – 99 тыс. руб. за кв. м. А в домах категории «новая панель», где квартиры имеют уже более современные планировки, «квадрат» предлагают уже за 106 тыс.
В среднем однокомнатную квартиру площадью около 33 кв. м в Княжеве можно сегодня купить за 3,53 млн руб. Двухкомнатную площадью 48 кв. м – за 4,47 млн. Трехкомнатные в основном предлагаются площадью всего 49 кв. м и за них просят около 4,3 млн, то есть дешевле, чем за «двушки». Это те самые малогабаритные квартиры в хрущевках серии ГИ. Спрос на них очень низок, даже несмотря на перспективы реновации, в результате которой их жители должны получить более просторные квартиры в новых домах.