В сфере оценки главным событием ушедшего года стало принятие поправок к закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Документ, работа над которым велась при участии крупнейших профобъединений, увидел свет в весьма неожиданной редакции. По мнению оценщиков, в нынешнем виде он способен серьезно затормозить развитие рынка.
Закон о внесении изменений в ФЗ

№ 135 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» был принят в конце июля 2006 года. Он вводит институт саморегулирования для оценщиков и отменяет лицензирование, которое служило регулятором рынка на протяжении почти восьми лет (лицензии, выданные до 1 июля 2006 года, действительны до 1 июля 2007-го).

В свете столь серьезных преобразований другие проблемы на время покинули умы российских оценщиков. Даже создание первых трех федеральных стандартов оценки Министерством экономического развития и торговли РФ не привлекло должного внимания участников рынка.

Между первой и второй…

Документ, устанавливающий новые правила игры на рынке оценки, готовился достаточно долго. По поводу редакции, принятой в первом чтении (октябрь 2005 года), споры среди участ­ников рынка были. Однако они касались в основном непринципиальных моментов. В целом же редакция документа всех устраивала.

В конце мая 2006 года Госдума одобрила версию законопроекта, которая заставила оценочное сообщество забить тревогу. Участники рынка даже написали открытое письмо Президенту РФ, содержавшее их основные претензии к документу. Под коллективным обращением подписались главы целого ряда оценочных профобъединений. В их числе Национальная коллегия специалистов-оценщиков, Московская городская коллегия оценщиков, РКО «Северо-Запад», а также некоммерческие партнерства Алтайского края, Волгоградской, Иркутской, Красноярской, Пермской и ряда других областей.

Оценочная раздробленность

Поводы для беспокойства действительно были. В первой версии законопроекта говорилось, что в саморегулируемую организацию (СРО) должно было входить «не менее 500 специалистов-оценщиков или не менее 100 оценщиков, имеющих место нахождения не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации». Редакция, прошедшая второе чтение, содержала требование иметь в составе СРО не менее 500 оценщиков – физических лиц. При этом законотворцы отказались от территориальных ограничений. Подобная либерализация вызвала недовольство многих деятелей оценочного сообщества. Как отметил в одном из своих выступлений председатель Национального совета по оценочной деятельности в России (НСОД) Иван Грачев, это может привести к появлению огромного количества СРО. «В итоге координация их действий, а также внедрение общероссийских стандартов оценочной деятельности значительно усложнятся», –
считает глава Национального совета.

«Физический» закон

В соответствии с первой редакцией предполагалось осуществлять параллельное саморегулирование деятельности как физических, так и юридических лиц. При этом последние должны были оставаться основными субъектами оценочной деятельности, осуществляя взаимодействие с потребителями и неся материальную ответственность за результаты оценки. Согласно второй версии объединяться в СРО могут только физические лица.

Как считает директор Северо-Западного филиала НП «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков» Михаил Зельдин, регулировать деятельность оценщиков – физических лиц, с одной стороны, разумно. Ведь фирмы, выполняющие заказные отчеты, не боятся «отлучения от рынка». При необходимости они могут зарегистрировать новую компанию с другим названием.

«Однако основные потребители оценки – органы государственного управления и кредитные учреждения – привыкли работать именно с оценочными компаниями. Они понимают, что, имея дело с крупной фирмой, получают дополнительные гарантии и более качественный сервис», – отмечает господин Зельдин. «Кроме того, оценщику – физическому лицу сложнее оставаться непредвзятым при работе с крупным заказчиком», – добавляет глава Северо-Западного общества оценщиков Эдуард Баяндин.

Неоднозначная компенсация

Новая версия закона об оценочной деятельности предполагает создание в рамках каждой СРО так называемого компенсационного фонда. Он должен пополняться за счет взносов ее членов. Закон гласит, что в случае профессиональной ошибки одного из специалистов клиенту возместят ущерб из этой «копилки».

Между тем участники рынка уверены, что идея компенсационных фондов не выдерживает никакой критики. «Цена ошибки в сфере оценки недвижимости и бизнеса может быть очень высокой. Погрешность порой исчисляется миллионами долларов», – отмечает председатель НСОД Иван Грачев. Поэтому, по мнению господина Грачева, средств фонда может попросту не хватить для возмещения ущерба.

Кроме того, как считает вице-президент Российского общества оценщиков Евгений Нейман, создание таких фондов может привести к вырождению СРО в коммерческие структуры. Тем более что закон весьма туманно описывает механизм распоряжения накопленными средствами и – при необходимости – их пополнения.

Последнее слово закона

К сожалению, голос практиков рынка так и не был услышан. Закон, принятый в окончательной редакции, оказался еще более далеким от чаяний оценщиков. Он, к примеру, не только ограничивает круг субъектов оценочной деятельности физическими лицами, но и устанавливает еще более лояльные требования к минимальному числу участников СРО. Теперь для регистрации саморегулируемой организации их нужно всего 300. «Таким образом, закон направлен на «деукрупнение» рынка», – отмечает президент Российской коллегии оценщиков Александр Галушка. Что, по его мнению, весьма странно, учитывая планы российского Правительства по вхождению во Всемирную торговую организацию.

Существенно ограничила новая редакция закона и полномочия Национального совета по оценочной деятельности в РФ. Данная некоммерческая организация была создана еще в апреле 2004 года. Сначала предполагалось, что НСОД займется разработкой и утверждением федеральных стандартов оценки. Однако закон оставил за организацией только «созидательные» функции.

Более того, пока Национальный совет готовится вступить в свои права (с 1 ию­­ля наступившего года), Департамент корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли РФ уже успел разработать первые федеральные стандарты: «Общие понятия и принципы оценки», «Цели оценки и виды стоимости» и «Составление отчета об оценке». Остальные должны быть приняты до 1 июля 2007 года (всего должно быть принято 13 стандартов).

Текст: Алексей Резенков