Городское правительство без лишнего шума утвердило проект планировки и межевания территории (ППТ), ограниченной Приморским шоссе, береговыми линиями Лахтинской гавани и двумя проектируемыми улицами, общей площадью 27,5 га. Именно здесь будет построен общественно-деловой центр со сверхвысотной доминантой – один из самых неоднозначных и амбициозных проектов Петербурга последних лет. Интересно, что текст постановления на официальном портале Смольного пока так и не появился и опубликован (на момент написания материала) лишь на сайте застройщика ОДЦ «Охта».

Теперь у подконтрольной «Газпрому» компании на руках имеется вся разрешительная документация на первую очередь «Лахта-центра» (в нее входит непосредственно возведение башни). В августе Госстройнадзор Петербурга выдал разрешение на строительство гигантского здания. Его отклонение от предельных параметров высотности еще раньше, в 2011 году, согласовали Росавиация и Комитет по градостроительству и архитектуре Петербурга.

Тем временем подготовка стройплощадки в Лахте завершилась, и в середине ноября начались работы «нулевого цикла». Как сообщили в пресс-службе ОДЦ «Охта», сейчас генподрядчик начал сооружать так называемую стену в грунте. Это начальный этап при сооружении подземного основания здания. Такая «стена» может служить одновременно креплением стенок котлована, стен подземных этажей и фундаментом.

К возведению первых этажей небоскреба строители приступят только через полтора года. Столь долгий срок объясняется глубоким заложением фундаментной плиты. Достаточно сказать, что во время изыскательских работ геодезисты пробурили землю на глубину 155 метров (для стандартной жилой высотки этот показатель не превышает 50 метров). Генподрядчиком строительства стала компания из Объединенных Арабских Эмиратов – Arabtec Construction L.L.C., в послужном списке которой сооружение самого высокого здания в мире – комплекса Burj Khalifa (828 метров) в Дубае. Пока контракт с Arabtec касается только «нулевого цикла», но, скорее всего, он будет в недалеком будущем продлен, и арабская компания построит все здание целиком. Возвести башню рассчитывают к весне 2018 года.

Пока в ОДЦ «Охта» изучают возможность доставки строительных материалов по воде, а не по существующей улично-дорожной сети. А также проектируют вторую очередь строительства, куда войдут концертный зал, торговая и развлекательные зоны, парк площадью 3 га, спорткомплекс и многое другое. Сооружать развязки, две новые улицы и подключать деловой центр к инженерным сетям будет город. Так же как и обеспечивать транспортную доступность Лахты, в частности, продлевать до нее «зеленую» линию подземки. Это предусмотрено «Концепцией развития городского метрополитена до 2025 года».

Часть городских парламентариев считают, что проект в том его виде, в котором он существует на сегодняшний день, Петербургу не нужен. В частности, депутат ЗАКСа Борис Вишневский полагает, что расходы на строительство инфраструктуры город на себя брать не должен. Хотя признает, что само по себе высотное здание в Приморском районе особого ущерба архитектурному облику Северной столицы не создает.

Отметим, что близость к «Лахта-центру» сможет в будущем стать серьезным плюсом для жителей окрестных новостроек (часть домов находятся от стройплощадки всего в полутора километрах). Помимо станции метро они смогут получить новую магистраль (в планах городских чиновников пробивка Шуваловского проспекта до Приморского), а также тысячи новых рабочих мест, по сути, в шаговой доступности. Правда, пока застройщики близость в башне «Газпрома» в рекламных целях никак не используют. И до тех пор пока она не начнет в буквальном смысле расти, вряд ли будут это делать.

Впрочем, часть экспертов не считают, что «Лахта-центр» сам по себе способен стимулировать спрос на жилье в Приморском районе. Это косвенно подтверждают итоги аукциона по продаже 13 га земли в Лахте: торги Фонд РЖС пытался провести трижды, но покупателя так и не нашел.

«Возможно, жить поблизости от места работы захотят, скажем, сотрудники «Газпромнефти», но их не так уж много. К перспективе строительства метро здесь я отношусь скептически: слишком мало времени и слишком много работы для этого предстоит сделать. Для повышения популярности Cеверо-Приморской части (СПЧ) гораздо важнее ЗСД, но не башня», – считает главный аналитик ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев.

К тому же в радиусе нескольких километров от «Лахта-центра» осталось не так уж много пригодной для жилого строительства земли. Новые кварталы в СПЧ завершают свое формирование, а промзону в Конной Лахте планируют использовать по прямому назначению.

Фото: «Общественно-деловой центр «Охта»

Текст: Павел Гинёв