С этого года комплексное освоение территорий в Петербурге и Ленобласти развивается по-новому. Вернее, в данный момент оно пока никак не развивается. Реализуются уже начатые проекты, новые же не запускаются. После заявлений городских и областных чиновников конца прошлого – начала этого года о том, что девелоперы могут не рассчитывать на участие региональных бюджетов в создании инфраструктуры, вывод на рынок комплексных проектов остановился.
Койко-места в новостройках
Объекты КОТ, где в этом году начались продажи или о реализации которых было объявлено застройщиками, утверждались еще при прежних губернаторах Петербурга и Ленобласти – Валентине Матвиенко и Валерии Сердюкове. Команды новых руководителей двух регионов за последний год не согласовали ни одного свежего комплексного проекта.
Президент холдинга RBI Эдуард Тиктинский считает это логичным: у нас и так дефицит детских садов, школ и проблемы с дорогами в кварталах новой застройки. В бюджетах денег на решение этих проблем нет. Зачем плодить микрорайоны, где новоселы не смогут полноценно жить?
К слову, с такой проблемой уже столкнулось ближайшее Подмосковье, рассказывают участники рынка. Вокруг столицы за последние 10-15 лет появилось множество новых жилых комплексов, в которых нет ни социальной, ни транспортной, ни торговой инфраструктуры. Договоренностей с властями о ее создании не существовало, или она не была соблюдена. Люди, купившие там квартиры, стали заложниками ситуации: на работу они ездят в Москву, детей в школы и детсады возят туда же, за любой серьезной покупкой вынуждены отправляться за тридевять земель. Вместо загородной жизни без дорожных пробок и в окружении зелени, как это было обещано гражданам при покупке недвижимости, они получили, по сути, лишь места для ночевки.
Отказ властей от финансирования инфраструктуры вызвал апокалиптические настроения на рынке. Многие его участники заявили, что девелоперский бизнес потеряет рентабельность, если застройщикам самим придется строить детсады, дороги и поликлиники. Президент компании «Терра Нова» Лев Пукшанский подсчитал, что инвестиции застройщика в инфраструктуру увеличат цену «квадрата» жилья на $400-500.
Застройщики прогнозируют также, что инфраструктурные инициативы приведут к тому, что на рынок будет выводиться меньше новых КОТ и неудовлетворенный спрос на покупку жилья в новостройках еще больше взвинтит цены.
Отставить панику!
Однако в Смольном призывают не поддаваться паническим настроениям, утверждая, что дефицит первичному рынку пока не грозит. По оценке Комитета по строительству, объем заявленных и реализующихся проектов строительства жилья составляет около 40 млн кв. м. Притом что площадь всей имеющейся жилой недвижимости Петербурга составляет 112 млн кв. м. Обязательства города по финансированию инфраструктуры в уже согласованных проектах КОТ превышают 1 млрд руб. Еще примерно 200 проектов планировки территорий, в том числе «комплексных», до сих пор находятся на рассмотрении в Смольном. А чиновники уже заявили, что заниматься разработкой проектов теперь будут не застройщики, а НИПЦ Генплана.
Компания «НДВ СПб» насчитала в продаже около 2,2 млн кв. м жилья в проектах КОТ, это 39% от всего первичного рынка Петербурга и ближайших пригородов. На городские земли приходится 59% всех КОТ, остальное – на территорию Ленобласти. Только десятка основных новых КОТ, составленная БН, в сумме в случае реализации всех проектов даст свыше 15 млн кв. м недвижимости (жилой и нежилой).
Кроме того, в следующем году чиновники намерены возобновить работу над КОТ с применением нового механизма – силами объединенного инвестиционного совета. Финансировать инфраструктуру приграничных территорий регионы также будут из единого бюджета. При отборе кандидатов на бюджетное соучастие будет учитываться то, в какой степени сам девелопер готов вкладываться в детсады, школы, поликлиники, дороги и инженерию. Чем выше доля частных инвестиций, тем больше у проекта шансов получить одобрение властей и бюджетную «подпитку».
Областной губернатор Александр Дрозденко также пообещал особые преференции компаниям, зарегистрированным и выплачивающим налоги в его регионе. Им будет из бюджета компенсировано 50% затрат на создание социальной инфраструктуры. Остальным девелоперам придется в этом смысле рассчитывать только на свои силы. Для привлечения компаний в регион Дрозденко также посулил им некоторые налоговые послабления, о которых подробнее станет известно в 2013 году.
Революции не будет
Последние новости из чиновничьих кабинетов несколько успокоили экспертов. Руководитель отдела консалтинга ASTERA Алексей Ермилов считает новый курс позитивным. Однако, не разделяя апокалиптического настроя насчет будущего рынка новостроек, он все же предупреждает: «Довольно скоро Петербург рискует оказаться в ситуации, свойственной столичному рынку недвижимости. В черте Москвы объем ввода жилья по сравнению с показателями Московской области минимален».
Генеральный директор ООО «ЦРП “Петербургская Недвижимость”» Олег Пашин убежден, что временная «заморозка» новых КОТ отразится на ценах первичного рынка: «Именно крупные проекты, где представлен большой объем жилья, являются сдерживающим фактором для роста цен в сегменте массового спроса». Олег Пашин не берется прогнозировать, на сколько процентов могут вырасти цены. Он поддерживает мнение, что крупные проекты жилья массового спроса переместятся в зону вдоль КАД.
Руководитель петербургского филиала КТ «СУ-155» Екатерина Евсеева не согласна, что чиновничьи новации сильно отразятся на ценах – как в рамках КОТ, так и на рынке в целом. По ее словам, практика «СУ-155» не подтверждает таких прогнозов. Так, в небольших, точечных, проектах этой компании, реализация которых началась пять лет назад и где имелась договоренность с городом о финансировании инфраструктуры, цены за квадратный метр составляли 60-65 тыс. руб. А в проекте КОТ в Каменке, выведенном в продажу в этом году, стоимость метра начинается от 47 тыс. руб., хотя застройщику придется возводить социальные объекты для этого комплекса за свой счет.
Очевидно, что взаимные «инфраструктурные» выпады бизнесменов и власти, продолжавшиеся весь этот год, были отражением торга, который шел между двумя сторонами. Каждая из них пыталась отыграть в этом поединке наиболее выгодные позиции. Поэтому не стоит буквально воспринимать прогнозы со стороны девелоперов о сворачивании первичного рынка и отказы чиновников от строительства детских садов, школ и дорог. Теперь компромисс достигнут. Остается дождаться от инвестиционного совета описания конкретного механизма взаимодействия бизнеса и власти. Тогда можно будет делать прогнозы об изменении цен на жилье и объемов нового строительства. В любом случае в следующем году новая политика в отношении комплексных проектов не произведет революции на рынке.