Трасса под условным названием «Магистраль № 7» была заложена в Генплан Петербурга еще в 2005 году. Согласно главному градостроительному документу магистраль должна начинаться от проектируемого моста в створе Арсенальной улицы. Затем идти вдоль Арсенальной и Полюстровского проспекта вплоть до железнодорожных путей в районе 1-го Муринского проспекта. Далее – в полосе отвода железной дороги до станции Ланская, затем через весь Удельный парк до Парголово и в итоге соединяться с Приозерским шоссе.

В апреле 2009 года постановлением городского правительства было запланировано проектирование и строительство трассы в течение 2012-2015 годов. Предполагалось, что Магистраль № 7» вместе со второй скоростной внеуличной трассой «Фаянсовая – Зольная» (которая соединит Невский район со съездом с ЗСД на Благодатную улицу) станет частью так называемого транспортного каркаса города, позволяющего максимально быстро (разрешенная скорость движения 120 км/ч) попасть из центра города на КАД, минуя улично-дорожную сеть Петербурга.

Однако, если по трассе «Фаянсовая – Зольная» уже начались предпроектные работы, то «Магистраль № 7» проектировать так и не начали, хотя на эти цели в городском бюджете были зарезервированы 75 млн руб. В итоге от строительства автобана общей стоимостью более 100 млрд руб. было решено вообще отказаться.

«Мы сейчас пересматриваем этот проект. Могу сказать, что в том виде, в котором магистраль задумывалась ранее, ее не будет. И через Удельный парк она не пойдет. Скорее всего, будет что-то новое», – заявил являющийся сейчас и.о. председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Владимир Шмидт (Борис Мурашов свой пост уже покинул). Чиновник сослался на чрезмерную дороговизну проекта, а также на протесты со стороны горожан, депутатов и общественных организаций экологов.

Противников у «Магистрали № 7» действительно было немало. Это и депутат ЗакС Константин Сухенко, который даже предложил создать специальный Фонд защиты Удельного парка. И градозащитники-экологи, забившие тревогу, после того как выяснилось, что для строительства дороги потребуется вырубить полосу лесонасаждений шириной 70 метров. И, наконец, жители кварталов близ железнодорожной платформы Озерки, опасавшиеся, что трасса пройдет прямо у них под окнами. Если власти действительно прислушались к общественному мнению, то в истории современного Петербурга это станет, судя по всему, всего вторым случаем отмены масштабного проекта (помимо «Охта-центра») по причине протестов горожан.

Впрочем, совершенно не исключено, что решающим фактором стал все же экономический. Большую часть автострады пришлось бы пускать по эстакадам (в том числе рассматривался вариант размещения трассы непосредственно над железнодорожными путями – вторым ярусом), что значительно дороже строительства ее на земле. Кроме того, пришлось бы расселять и сносить часть домов в районе Поклонногорской улицы.

В качестве альтернативного маршрута для «Магистрали № 7» в КРТИ в свое время рассматривался дублер Пискаревского проспекта, который можно было бы построить за вдвое меньшую сумму (в частности, из-за того, что сносить ничего не придется). Возможно, именно на этом варианте в Смольном и остановятся.

Всего же КРТИ в «эпоху Мурашова» предложил построить семь вылетных магистралей (то есть тех, по которым можно без остановок попасть из центра на Кольцевую автодорогу). Помимо «Магистрали № 7» и трассы «Фаянсовая – Зольная» довести до КАД предполагается Глухоозерское шоссе, остальные четыре «кандидата» озвучены так и не были. Впрочем, теперь, после отставки Бориса Мурашова, далеко не факт, что данная концепция будет вообще реализована.

Текст: Павел Гинёв