О том, что квартплата для петербуржцев, в связи с ростом тарифов и переходом на новую систему расчетов платы за тепло, существенно увеличится, БН писал еще в августе. Однако увеличение платежей с 1 октября превзошло все ожидания горожан. БН разбирался, за какие именно услуги теперь придется платить больше и кому жаловаться, если квартплату начислили неверно.

От тысячи рублей и выше
Какому числу горожан в октябре пришли квитанции с повышенными платежами, чиновники не сообщают. Но в связи с участившимися жалобами вице-губернатор Петербурга Сергей Козырев поручил Жилищному комитету проверить правильность расчетов для тех, у кого квартплата выросла на треть и больше.

Чиновники считают, что если оплата «коммуналки» увеличилась более чем на 30%, то, скорее всего, виноваты управляющие компании, ЖСК и ТСЖ. Они либо сами ошиблись в расчетах, либо предоставили неверные данные для начисления платежей в ГУП «Вычислительный центр коллективного пользования многоотраслевого комплекса жилищного хозяйства» (ГУП ВЦКП). Напомним, что ВЦКП организует расчеты для 80% жилых домов Петербурга, обслуживаемых в основном управляющими компаниями. Для жителей остальных 20% домов квартплату начисляют бухгалтеры УК, ТСЖ, ЖСК.

«Подсчитать, насколько в целом выросла по городу квартплата, не представляется возможным. Надо разбираться в каждом конкретном случае: установлены ли в доме приборы учета, какова жилая и нежилая площадь объекта и т. д.», – поясняет заместитель председателя Жилищного комитета Валерий Вогачев.

При этом чиновники заверяют: рост квартплаты в Петербурге не носит массового характера. Так, в августе, ГУП ВЦКП начислил платежей населению Петербурга на сумму в 4,059 млрд руб., а в октябре – на 4,3 млрд.

По оценкам экспертов, платежи выросли на треть примерно у каждого пятого жителя. Как отмечает консультант Комиссии по недвижимости общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленобласти Анна Горбенко, в среднем по вопросу выросшей квартплаты обращаются по 20-25 петербуржцев в день. «Но необходимо понимать, что жалуются наиболее активные граждане. Большинство просто смирились с завышенными счетами и уверены, что заставить жилищников откорректировать платежи невозможно», – добавляет она.

По оценкам Анны Горбенко, квартплата выросла в среднем на 300-600 руб. Для квартир с большой площадью – от 100 кв. м – платежи могли увеличиться на 1-1,5 тыс. руб.

Подорожание не обошло стороной и малогабаритное жилье. Например, квартплата для комнаты площадью 18,5 кв. м в коммуналке на улице Ткачей в июне-августе начислялась в размере 850 руб. в месяц. А в октябре она выросла до 1348 руб., то есть в полтора раза.

По осени тепло подорожало
Первая причина повышения платежей – новый порядок оплаты тепла, который начал действовать в РФ с 1 сентября этого года.

Напомним, что раньше граждане платили за тепло равными взносами в течение всех 12 месяцев года. С сентября жителей домов без приборов учета обязали платить за тепло, которое потреблялось лишь в течение отопительного сезона. Жильцы же зданий, где есть общедомовые приборы учета, а помещения оборудованы внутриквартирными счетчиками на тепло, теперь платят за фактически потребленную энергию. В итоге сентябрьские квитанции оказались даже меньше августовских – из-за исключения расходов на отопление. Зато в октябрьских платежках для тех, кто платит не за фактически потребленное тепло, суммы резко взлетели.

Так, если плата за отопление в июне для комнаты в коммуналке на улице Ткачей, где отсутствуют приборы учета, составляла около 400 руб., то в октябре счет за отопление вырос до 500 руб., то есть на четверть. Для трехкомнатной квартиры на улице Савушкина тепло подорожало почти на 500 руб. – с 1153 руб. за август до 1589 руб. в квитанции за октябрь.

УК просчитались
Но самые большие претензии накопились к новой статье расходов, которая появилась в квитанциях петербуржцев с 1 сентября – «затраты на общедомовые нужды на горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, отопление, электроснабжение». Проще говоря, это ресурсы, расходуемые на обслуживание нежилых помещений здания. Например, тепло на отопление подъезда, вода на уборку лестниц, вода, сливаемая из труб при авариях и пр.

Для понимания представим идеальную ситуацию, когда дом оснащен всеми приборами учета и в каждом помещении есть внутриквартирные счетчики воды и тепла. Так вот, разница между показаниями общедомовых приборов и внутриквартирными счетчиками (в сумме) и будет тем объемом ресурсов, который был потрачен на «общедомовые нужды».

Раньше для жителей домов, не оборудованных общедомовыми приборами учета, в квитанциях существовала лишь графа «уборка лестниц», которую граждане оплачивали по установленному тарифу. Все остальные затраты жильцов на обслуживание нежилых помещений считались включенными в нормативы, по которым граждане платили за воду, тепло, электроснабжение.

С 1 сентября постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обязало оплачивать расходы на обслуживание нежилых помещений всех жильцов, вне зависимости от наличия в здании общедомового счетчика или внутриквартирных приборов учета.

Как считает сопредседатель Общества защиты прав потребителей России Анатолий Голов, новая схема оплаты привела к тому, что только за «общедомовые нужды» гражданам пришлось впервые заплатить в среднем около 500 руб.

Например, только платеж за общедомовое отопление для вышеупомянутой комнаты в коммуналке на улице Ткачей составил 221 руб. (то есть почти в 2,5 раза больше, чем плата за тепло в квартире).

В Жилищном комитете подчеркивают, что нововведение вызывает много вопросов и у самих чиновников, и у представителей управляющих компаний.

По мнению чиновников, многие УК, чтобы увеличить платежи, «приписали» лишние нежилые квадратные метры. Или включили в нежилую площадь помещения, сдаваемые под магазины, ателье и пр., оплачивать «коммуналку» в которых должны арендаторы. Но эти траты в итоге «повесили» на жильцов дома.

В свою очередь, в управляющих компаниях сетуют, что федеральное и местное законодательство не содержит четкого, исчерпывающего перечня объектов, которые можно считать нежилыми помещениями.

Дополнительные факторы
Кроме того, в октябре в квитанциях петербуржцев появилась еще одна новая строчка – гражданам впервые вменили оплачивать расходы по общедомовому водоотведению. Проще говоря, за использованную воду, которая сливается в канализацию. Раньше в квитанциях существовала общая строчка – просто «водоотведение», теперь их стало две: «индивидуальное» и «общедомовое».

Причем эти платежи рассчитываются на основе федеральных нормативов, а не из фактического потребления. Ведь, как выяснилось, практически во всех петербургских домах общедомовые приборы учета по водоотведению отсутствуют.

Так, жителю комнаты пресловутой коммуналки в доме на улице Ткачей за «общедомовое водоотведение» в октябре было начислено 56 руб., а за «индивидуальное» – 74 руб. По сравнению с прежней схемой плата за отведение увеличилась почти вдвое.

Чиновники Комитета по тарифам пообещали, что по этой строке в ноябре петербуржцам также сделают перерасчет. В дальнейшем плату будут считать на основе нормативов водоснабжения, идущего на общие нужды дома. Проще говоря, расходы на общедомовое водоотведение для комнаты на Ткачей составят всего 2 руб.

Интересно, что во многих квитанциях петербуржцев эта строчка вовсе не появилась. В Жилищном комитете отмечают, что это оплошность УК, ЖСК и ТСЖ.

Ну и четвертая причина удорожания квартплаты: осенью в Петербурге случился традиционный рост тарифов. Расценки на холодную и горячую воду, газ, электроэнергию ежегодно в августе корректируются в сторону повышения.

Дежавю
Чиновники Жилищного комитета обещают разобраться с управляющими компаниями до середины ноября и заставить их пересчитать квитанции, если повышенные платежи были начислены незаконны.

Эксперты же рекомендуют горожанам при малейших сомнениях обращаться к жилищникам. Писать заявление-претензию на имя руководителя УК, ТСЖ или ЖСК с просьбой пояснить, каким именно образом начислялась новая квартплата. Ответ должен быть предоставлен в течение недели. Если платежи были начислены «некорректно», то жилищники обязаны сделать перерасчет в течение месяца.

В случае если в УК, ТСЖ или ЖСК отказываются предоставить информацию, эксперты рекомендуют жаловаться в прокуратуру и Жилищный комитет. В Жилищном комитете уже работает горячая линия – 576-24-25, 576-24-28.

Так что ждем ноябрьских пересчетов. Не исключено повторение ситуации с «13-ми квитанциями», суды по которым в Петербурге длились около года.

Текст: Светлана Коваленко