Точечные (одноподъездные) дома получили в Петербурге большое распространение в 1970-80-е годы. Самой знаменитой стала 14-этажная разновидность серии 1-528КП (модификации – 1-528КП-80 и 1-528КП-82). Эти кирпичные дома с одним подъездом имели довольно большие для тех лет кухни – от 7,6 до 8,6 кв. м, а также просторные лоджии на два окна, причем во всех квартирах, что тоже тогда бывало нечасто. В каждом доме было по два лифта – грузовой и пассажирский, имелась черная лестница. Площади квартир: однокомнатных – 21,3-25 кв. м, двухкомнатных – 36-45 кв. м, трехкомнатных – 45-56, четырех- и пятикомнатных – 68-80 кв. м.
«Точка» с многоточием
Позже похожие дома стали строить и по панельной технологии, «точки» (в других российских городах их называют «башнями», «свечками» и «шишками») выросли до 16 этажей, сами квартиры тоже немного увеличились и обзавелись кладовками.
Потом появились так называемые чешки – здания, разработанные на основе чешских проектов и отличающиеся тем, что соседние по этажу квартиры находились на разных уровнях – одна на пол-этажа выше другой.
Часто такие дома возводили кооперативы, поэтому качество их в целом было выше, чем у остального жилищного фонда массовой застройки.
Однако были у «точек» и ощутимые недостатки. «Проекты советских одноподъездных домов были неважно продуманы. Планировки были бедные, типовые, никакого разнообразия, пространство использовалось неэффективно, были проблемы с пропускной способностью лифтов, с инсоляцией. Не всегда до верхних этажей доходила горячая вода, была низкая шумоизоляция», – вспоминает генеральный директор ЗАО «Ойкумена» Лев Гниденко.
Уже в постсоветские годы «точечные» проекты получили в Петербурге негативную окраску, так как активно использовались девелоперами в ходе уплотнительной застройки. Она, кстати, обострила и уже имевшиеся недостатки этих высоток: во многих квартирах в «одноподъездниках» и без того не хватало солнца, да еще соседние дома в уплотненных кварталах перекрывали свет. Нагрузка на инженерные сети внутри кварталов возросла, и жильцам «точек», особенно на верхних этажах, пришлось испытать водный дефицит. Дворов у них фактически нет, и поэтому проблема с парковкой враждебно настроила «аборигенов» к «точечным» новоселам и наоборот.
Игра стоит «свеч»
Казалось бы, эти отрицательные ассоциации должны были «похоронить» одноподъездные проекты. Тем более что строительство таких домов – в пересчете на квадратный метр возводимого здания – дороже, чем более масштабных многосекционных объектов. Ведь затраты на проектирование, на подводку к дому коммуникаций, на их подключение у «точки» примерно такие же, а квартир в ней меньше.
Однако и сейчас дома с одним подъездом остаются очень популярными у застройщиков. Да и покупатели относятся к ним без былого предубеждения.
Выбор в пользу точечной высотной застройки внутри сложившегося микрорайона может быть обусловлен несколькими причинами, поясняет генеральный директор ЗАО «Ленстройтрест» Александр Лелин. Во-первых, удачный (эффектный внешне и грамотно спланированный внутренне) точечный дом обычно позиционируется в более высоком ценовом сегменте, чем многоподъездный. «Небольшое число соседей, отсутствие нагромождения машин, больше пространства – все это может быть использовано продавцом как преимущества для взыскательного покупателя. Если прибыльности проекта невозможно добиться за счет строительства большого количество продаваемой площади, то остается делать это путем повышения класса объекта», – говорит Лелин. Да и сооружение «свечки» – это порой единственный способ соблюсти все строительные нормативы (по инсоляции, наличию необходимого количества машино-мест, ширине проездов, обеспечению социальной инфраструктурой) в районах сложившейся застройки, не ущемляя интересы живущих здесь людей.
Лев Гниденко отмечает, что появление «точек» далеко не всегда становится следствием каких-то проблем и ограничений: «Этот выбор застройщика может быть обусловлен спецификой проекта, его идеей». Например, у «Ойкумены» сейчас на разных стадиях реализации строительство девяти таких домов в трех разных городах: «Кронштадтский Форт» в Петербурге, четыре дома в городе Электросталь Московской области и еще четыре в Нижнем Новгороде. Нижегородский комплекс «Гагаринские высоты» – одноподъездные 25-этажные башни. Сегодня это самые высокие здания Нижнего Новгорода, и их неординарность, выделяющая дома на фоне остальной застройки, обеспечивает комплексу спрос среди покупателей, рассказывает Лев Гниденко.
Директор департамента долевого строительства агентства недвижимости Home estate Галина Санамян подтверждает: «Причиной возведения точечных домов может быть стремление к модным архитектурным тенденциям, своеобразное подражание манхеттенским высоткам. Кроме того, это может быть связано с возможностями, предоставляемыми грунтами в выбранной локации».
Пять лифтов для «шишки»
В Петербурге сейчас в продаже немало квартир в одноподъездных новостройках – как уже сданных, так и еще незавершенных. Это ЖК «Тринити», Solo и ЖК Vita Nova от «ЮИТ», «Монреаль», «Токио» и «Космос» от Setl City, «Острова» и «Весна» от ЦДС, «Этюд» и «Полежаевские дома» от «ЛенСпецСМУ», «Аквамарин» от ИСК «Сфера» и др. Среди них встречаются как те, что возводятся на ограниченном пространстве (например, «Космос» – в жилом квартале сталинской застройки на проспекте Юрия Гагарина), так и в составе крупных комплексов, состоящих из более чем десятка корпусов (скажем, «Весна» – в составе нового жилого массива в Кудрово). Часть зданий в таких больших ЖК многоподъездные, часть – «точки».
Сегодняшние башни часто смотрятся более выигрышно по сравнению с остальными домами, считает Лев Гниденко: «Если такой дом высокий, то из его окон открываются прекрасные виды, если небольшой – то людей в нем будет жить немного: получится такой своеобразный клуб, легко самоорганизующийся для принятия решений по дому, что многие покупатели ставят в плюс».
Опасения, что лифты в «точке» будут перегружены в утренние и вечерние часы (многие знакомы с такими проблемами по советским домам), сегодня тоже неоправданны. Застройщики обычно предусматривают в башнях не один-два, а три-четыре лифта и даже больше. Например, в «Кронштадтском Форте», «Островах» и «Космосе» их по четыре, в «Аквамарине» – целых пять.
Проблем с планировками тоже не возникает, говорит Галина Санамян. Наоборот, в таких домах квартиры проще сделать двух- и даже трехсторонними (с окнами, выходящими на разные стороны света), что очень ценится среди покупателей. Так, в «Тринити» и «Островах» даже у однокомнатных квартир окна выходят на разные стороны, есть варианты с двумя окнами в жилой комнате. В «Этюде» имеются трехкомнатные, а в «Весне» – двухкомнатные квартиры с окнами на три стороны.
«При использовании каркасной технологии можно делать индивидуальные планировочные решения чуть ли не на каждом этаже. Это имеет смысл, если дом продается в высоком ценовом сегменте и наличие нестандартной планировки является одним из ключевых преимуществ для покупателя», – говорит Александр Лелин.
С другой стороны, в эконом-классе, где обычно набор планировок ограничен самыми ликвидными вариантами, увеличения маржи застройщик добивается за счет того, что квартиры в доме быстро продаются.
Единственный серьезный недостаток «точек» в том, что их возведение сложнее, чем многосекционных домов меньшей этажности, признает Лев Гниденко. Это связано и с обеспечением устойчивости здания, и с ограниченностью территории застройки – надо разумно подходить к использованию каждого метра участка. «Но в итоге это не значительно увеличивает стоимость строительства», – добавляет он.
Участники рынка не выделяют «точки» в какой-то отдельный сегмент рынка, поэтому специальной статистики по спросу на них и динамике продаж эксперты не ведут. Однако признают, что квартиры в таких компактных домах неизменно пользуются высоким спросом.