Многострадальные набережные под Американскими мостами закрыли в середине 2007 года. Реконструкция предполагала замену самих железнодорожных переправ (на это деньги выделили Российские железные дороги), а также расширение и понижение проезжей части (под мостами часто застревали фуры). Эти работы должны были выполнить уже за счет городского бюджета. Открыть проезд по набережным планировалось в 2009 году.

Однако с самого начала дела пошли наперекосяк. Если пять мостов относительно быстро удалось заменить на новые, то проезд под ними на протяжении четырех лет был просто перекрыт строительным забором и никаких работ не велось. Сначала возникли проблемы с проектировщиками, а затем генподрядчиком была выбрана печально знаменитая компания «Флора» – она сбила первоначальную стоимость контракта более чем на миллиард рублей. Но за два года так ничего и не сделала.

Ближе к осени 2010 года городские чиновники наконец осознали, что подрядчика пора менять. На смену «Флоре» пришел «Мостострой № 6» и дело сдвинулось с мертвой точки. А после того как компании пообещали выплатить до конца 2012 года почти 4 млрд руб., предусмотренные бюджетом на ремонт набережных, руководство «Мостостроя № 6» обязалось завершить работы на год раньше срока – в декабре 2012-го. По состоянию на конец октября подрядчику оплачены работы по контракту на сумму 2,38 млрд. руб.

Свет в конце полутоннеля
Насколько реально завершить реконструкцию за оставшиеся 2,5 месяца? Глядя на фото, можно убедиться, что рабочей силы на объекте предостаточно. И, пожалуй, трудятся дорожные строители если и не в авральном, то в достаточно быстром темпе. Так что рискнем предположить, что в очередной раз переносить сроки открытия объекта не придется.

Отметим, что дела на Южной набережной Обводного идут куда быстрее, чем на Северной. Причина легко объяснима – именно на северной стороне проложено огромное количество инженерных коммуникаций, в том числе канализационный коллектор и газопровод, которые нужно переносить. Между прочим, этот процесс едва ли не более трудоемок, чем собственно сооружение открытых тоннелей длиной более километра (их неофициально называют полутоннелями). С юга, где жилых домов почти нет, сетей существенно меньше.

Полутоннель на Южной набережной, позволяющий увеличить габарит между дорогой и мостом на полтора метра, уже практически готов, здесь завершается монтаж гидроизоляции и идут дорожные работы на подъездах. Кроме того, уже началась установка светофорных постов и освещения. На Северной набережной предстоит сделать куда больше, в частности, перекладка коммуникаций до конца еще так и не выполнена. А сам полутоннель готов чуть больше чем наполовину.

Однако в компании-генподрядчике заверяют, что все идет по плану и в последних числах декабря проезд по обеим набережным будет открыт. «Если не случится ничего экстраординарного», – осторожно заявила БН пресс-секретарь «Мостостроя № 6» Екатерина Осадчая.
По ее словам, хотя степень готовности Южной набережной (шесть полос движения) выше, чем четырехполосной Северной, откроются они одновременно. Правда, проезд по северной стороне, возможно, поначалу будет осуществляться только по двум полосам.

Станет легче ненадолго
Отметим, что возобновление движения под Американскими мостами существенно упростит жизнь обитателей южных районов Петербурга, в частности добраться в центр из Купчино станет куда легче. Но не стоит забывать, что уже в 2013 году набережные Обводного канала будут опять перекрыты для проезда, на этот раз западнее – начнутся работы по сооружению четырех новых тоннелей на пересечениях со Старо-Петергофским, Лермонтовским и Московским проспектами.

Обводный канал станет частью скоростного транспортного каркаса вокруг исторического центра города, который должен появиться к 2016 году. Магистраль непрерывного движения пройдет от Приморского проспекта через Пироговскую набережную, мост Александра Невского (либо через альтернативу Орловского тоннеля – Феодосийский мост), Обводный канал и далее – на ЗСД. На эти цели Смольный попросил у федеральных властей 34 млрд руб.

Текст: Павел Гинёв