Северная граница муниципального образования «Купчино» проходит по улице Турку, восточная – по Бухарестской улице, южная – по проспекту Славы, западная – по Витебской железной дороге.
Небоскребы сельской местности
Муниципальное образование «Купчино» – составляющая часть одноименного исторического района на Юге Петербурга. Достоверной информации о происхождении этого топонима нет, но к «купцам» – «купчим» (самая популярная версия) – слово никакого отношения не имеет. Предполагается, что «Купчино» – это трансформированное в русском языке название когда-то существовавшего там финского поселения Kupsila (одно из обозначений зайца в финском языке). Территория была освоена еще задолго до появления Санкт-Петербурга и в разное время принадлежала то шведам, то новгородцам. С ХVIII века название деревни на реке Волковка уже имело только русское звучание.
В 1960-е в Купчино началось формирование типичного «спального района» Ленинграда. На перекрестке проспекта Славы и Бухарестской улицы в 1965 году был возведен первый крупнопанельный пятиэтажный дом. Он и его близнецы-братья 507-й серии строились в этом квартале до начала 1970-х. Купчинские хрущевки выгодно отличаются от пятиэтажек многих других панельных серий первого этапа индустриального домостроения наличием балконов. Кроме того, внешние стены этих домов отделаны мелкой керамической плиткой. Благодаря этому дома не выглядят так убого, как, например, пятиэтажки серии ГИ, которыми застроена другая крупная территориальная зона Юга Петербурга – Автово.
Впрочем, с основных магистралей округа эти «нарядные» хрущевки, как правило, не видны. В начале 1970-х на домостроительных
Серийно-серый кирпич
В 1970-80-е годы в округе, хотя и в меньшем количестве, строились самые лучшие из панельных серий – дома 137-й серии. Кстати, в Купчино, на Белградской улице, в 1973 году был построен экспериментальный 18-этажный панельный дом, специальная модификация 137-й серии. До недавнего времени это здание оставалось одной из главных высотных доминант территории. Однако здания, появившиеся здесь на рубеже веков, не уступают ей по высоте. Так что доминант стало несколько.
Квартиры в 528-й серии были самыми желанными у ленинградских очередников. По комфортности планировок они немногим уступали, а в каких-то модификациях превосходили 137-ю. Зато были лишены ее недостатков – в частности, лучшая из лучших панельных брежневских серий уступает кирпичным домам в качестве звуко- и теплоизоляции стен.
Позднейшая застройка муниципального образования «Купчино» велась во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов. В основном она носила характер «уплотниловки», так как в целом освоение округа было завершено в 1980-е. «Пятен под застройку» оставалось немного, и все они были быстро распроданы.
Следует признать, что поздние дома округа во многом скрасили серийное однообразие брежневских кварталов, так как построены по индивидуальным проектам. И облицованы эти монолитные здания уже не серым, а ярким красным кирпичом.
Метро станет ближе
Разумеется, в них сегодня и предлагается самое дорогое жилье вторичного рынка Купчино. По информации Центра исследований и аналитики
В структуре предложения и «старая панель», и «кирпич» занимают примерно равные доли – 46% и 47% соответственно. Остальное, всего 6-7%, приходится на современный «кирпич-монолит».
В среднем однокомнатную квартиру в типовом доме сегодня можно приобрести за 3,4 млн руб., «двушку» – за 4,3 млн, «трешку» – за 5,5 млн руб. Квартиры в современных домах значительно дороже, но следует учитывать и то, что во второй половине 1990-х годов среди застройщиков еще не проявлялась тенденция к уменьшению габаритов квартир. Наоборот, стремились строить просторные «хоромы» в противовес типовой застройке.
В казино и в Ялту
Главная, таким образом, проблема инфраструктуры микрорайона, а именно транспортная доступность, скоро будет снята. По крайней мере, если говорить о доступности округа для пассажира общественного транспорта. На магистралях Купчино обстановка в часы пик оставляет желать лучшего, но слишком затяжных пробок, как в центре или других – подобных – спальных районах на севере Петербурга, как правило, не бывает. Если движение останавливается, то по каким-то веским причинам, как то аварии или приезд в город высоких гостей. (Последние иногда используют вертолетную площадку, расположенную при комплексе НИИ Скорой помощи им. Джанелидзе, и по этой причине вводится режим ограниченного движения.)
Уровень развития объектов торговли, сервиса, сферы развлечений вне критики. Выше уже был упомянут гигантский по советским меркам
К тому же на углу проспекта Славы и Будапештской улицы в 1960-е годы вместе с первыми хрущевками построили крупный дом быта, сохраняющий свою функцию по сей день. Тогда же открылся типовой кинотеатр «Слава». Правда, кинотеатром он давно быть перестал. Сначала превратился в казино, а после запрета игорного бизнеса – в ресторан «Ялта».
Кварталы Купчино осваивались комплексно, поэтому число детских садов и школ там было построено из расчета текущих нужд и перспектив развития. Социальная инфраструктура в целом справляется с нагрузкой, возникшей при позднейшей застройке. Вопрос получения места в детском саду не является здесь непреодолимой трудностью. Нет и проблемы с местом для прогулок. Знаменитый Яблоневый сад в последние два десятка лет прошлого века был заброшен и местами даже начал застраиваться. Но в 2000 году его спасли. Была проведена реконструкция, обустроен пруд, холмы, проложены дорожки и прочее. Сейчас это излюбленное место отдыха всех купчинцев и гостей округа.