Прошли времена, когда на дачу отправляли отслужившую свой срок домашнюю утварь. Сегодняшние владельцы загородных владений приобретают новую мебель, бытовую технику, посуду, садовые скульптуры и «породистые» саженцы. Осенью все это имущество зачастую остается без должного присмотра.
Между тем именно в осенний период, когда с дач уже съехали и пенсионеры, и школьники, садоводства обносят от души и с размахом. В прежние годы из некоторых массивов умудрялись вывозить даже бытовки и фонарные столбы. Сейчас первые места в рейтингах дачных краж занимают строительные материалы, а также инженерное оборудование: насосы, элементы дачного водопровода, систем отопления и домашней автоматики, уличные светильники и фонтаны. Легко «уходят» пиломатериалы (они впоследствии могут всплывать на окрестных стройках). Высоко котируются у дачных воров электро- и бензоинструмент. Саженцы тоже выкапывают, но значительно реже: почему-то злоумышленники отдают предпочтение эффектным вечнозеленым хвойникам.
Сезонный фактор
«Осеннее обострение» повторяется из года в год и в первую очередь связано с отъездом в родные пенаты гастарбайтеров. Конечно, если такое случается, не следует сразу же обвинять в происшествии всех тех работяг, которых вы летом подряжали потрудиться на участке. Как правило, рабочие из ближнего зарубежья, год от года приезжающие в одну и ту же местность, дорожат добрым именем. Однако если хозяин «обидел» работника, есть вероятность того, что скромный труженик загородной стройки, не имеющий российского паспорта, станет наводчиком.
Типичный след работы осенних «гастролеров» – подчистую вывезенное имущество: от более или менее приличной одежды до всего, что можно включать в розетку или заправлять бензином. Иногда выкапывают саженцы хвойных, но это скорее эксклюзивные случаи. «В осенний период кражи часто производятся, что называется, «в наглую», средь бела дня, – комментирует ситуацию Алексей, представитель частной охранной структуры. – А соседи не вызывают милицию, потому что уверены, что имущество грузится в тентованную «газель» по вашей инициативе».
С началом холодов активизируются антисоциальные элементы другого вида: те, кому нужно где-то погреться и закусить. Как правило, бомжи селятся на безнадзорных и полузаброшенных дачах (такие есть едва ли не в каждом массиве). Но голод и холод заставляют их наведываться и в приличные окрестные дома, где есть чем поживиться. Их добычей становится теплая одежда, оставленные на зиму запасы продовольствия, посуда. Порой случаются курьезы. Знакомая рассказала, что как-то весной соседи ее осторожно спросили – когда она вернет газовый баллон, которые забрал тихий, но приветливый «дедушка», который зимой аккуратно прожил на ее даче (он представился ее родственником). Между тем последствия проживания «гостей» могут быть весьма неприятными – вплоть до пожаров.
К весне владельцы дач, как правило, могут вздохнуть с облегчением: размах грабежей и вандализма идет на спад.
Эффект присутствия и ненавязчивый контроль
С каждым годом технические средства защиты дачного имущества становятся все более изощренными. Однако их развитие отстает от роста благосостояния дачников, а злоумышленники быстро раскусывают уловки.
Это уже аксиома: хорошие охранные системы не могут быть дешевыми, они должны проектироваться и монтироваться профессионалами и приниматься другими профессионалами – представителями охранных предприятий, обеспечивающими выезд группы быстрого реагирования по сигналу тревоги.
Понятное дело, что рядовым дачникам, которых еще ни разу не обносили, подобные системы и услуги ЧОПов кажутся неоправданно дорогими, поэтому в ход идут всевозможные хитрости и имитации охранных систем. Увы, все это несерьезно. Несколько лет назад мигающий светодиод, имитирующий работу сигнализации, давал шанс, что вор, вместо того чтобы заглянуть в ваш дом, отправится к соседям. В тот же период «самодельщики» с энтузиазмом рассказывали на интернет-форумах, как приспособить автомобильную сигнализацию для охраны коттеджа, а электронщики предлагали нехитрые системы, включающие и выключающие демонстративно расставленные по подоконникам настольные лампы. Сегодня такие приемы, создающие эффект присутствия, уже не работают. А сирена автомобильной сигнализации, завывшая от того, что по участку в очередной раз пробежала кошка вызовет только раздражение соседей, но вряд ли даже желание подойти к окну и посмотреть, что случилось.
И это уже данность: дачный поселок может хоть весь мигать красными светодиодами, все заборы могут быть щедро утыканы муляжами камер видеонаблюдения, но если вокруг вымершее садоводство и нет человеческих следов, все ухищрения вызовут у потенциальных воров лишь ухмылку.
Защита коттеджа в виде глухого забора из профлиста – тоже не панацея. Если по периметру нет настоящих, а не бутафорских датчиков, а сигнал с них не передается на пульт поселковой охраны, «крепостная стена» только увеличивает шансы быть ограбленным, поскольку становится прикрытием не только для ваших владений, но и перемахнувшего через нее злоумышленника.
К тому же, если вы переборщите с демонстрацией всякому встречному и поперечному внешних атрибутов охраны, у воров неминуемо появится мысль, что вам есть что охранять. И тогда вместо бомжей придется иметь дело с персонажами посерьезнее.
Между тем алгоритмы и стратегия охраны бывает разной. В частности, сегодня разработчики охранных систем предлагают сменить тактику отпугивания злоумышленников световыми и шумовыми эффектами на скрытый и ненавязчивый контроль. Благодаря системам домашней автоматики и широкополосному доступу в интернет по каналам мобильной связи, у домовладельца есть возможность, увидев на экране смартфона данные камер видеонаблюдения, или получив сообщение о неполадках, самому вызвать милицию. В этом случае у ничего не подозревающих воров появляется значительно больше шансов быть пойманными с поличным.
Физика и человеческий фактор
Любые технические средства защиты хороши, только если они в надежных руках. То есть кроме электроники должна быть и физическая охрана. Часто владельцы дач скидываются на сторожку со шлагбаумом и зарплату сторожей-пенсионеров. Но это скорее психологическая мера: эффективность такого мероприятия под очень большим вопросом. Во-первых, как правило, любой массив должен иметь несколько въездов (таковы требования пожарного надзора), стало быть, и пост должен быть не один. Во-вторых, охранник, не имеющий соответствующего правового статуса, может только присматривать за объектом и вызвать милицию в случае возникновения нештатной ситуации. При этом он рискует жизнью, но не имеет право применить силу.
Услуги лицензированных охранников ЧОПы предлагают в среднем за 150-230 руб. в час. То есть стационарный пост частного охранного предприятия с лицензированными «бойцами» и постоянным патрулированием не будет «золотым» только для садоводческого массива, где количество домовладений исчисляется тысячами. И то с оговоркой, что в нем нет критической массы хронических неплательщиков, полагающих, что тратиться на охрану им ни к чему.
Типовое решение для обитателей небольших садоводств – оснащение домов сигнализациями, а также индивидуальные или коллективные договоры с охранными предприятиями, представители которых выезжают по факту нажатия тревожной кнопки, либо срабатывания сигнализации. Реальная эффективность такой охраны зависит от расстояния до опорного пункта охранного предприятия, а также от уровня его оснащенности. Если пост расположен от вашего участка в 15 километрах бездорожья, а его бойцы имеют обыкновение приезжать на вызов через два часа (потому что все машины на выездах) – это не вариант.
Чините окна вовремя
Что делать, если зима застала в летнем платье? Период «осеннего обострения» – то самое время, когда неохраняемую дачу крайне нежелательно оставлять без присмотра. В связи с этим специалисты все-таки рекомендуют по возможности вывезти из дома все дорогие вещи (прятать бесполезно – типовые закутки, в которых можно укрыть телевизор и бензопилу, опытным ворам хорошо знакомы) и как минимум договариваться с соседями о действиях в случае обнаружения подозрительной активности у вашего участка. Есть, к слову, и мелочи, которые создают эффект вашего присутствия, «нервируют» злоумышленников и в определенной степени снижают риск кражи. Например, уличные светильники, оснащенные датчиками движения. Но это только при условии, что ваши ближайшие соседи живут на даче постоянно.
Впрочем, следует помнить, что дачный дом – это тот случай, когда открытая в восьмидесятых годах прошлого века теория разбитых окон работает, что называется, на все сто. Согласно данной теории, если кто-то разбил в доме стекло и никто не вставил новое, то вскоре ни одного целого окна в нем не останется, а потом начнется мародерство. Участок, производящий впечатление заброшенного, неминуемо привлекает внимание криминальных и антисоциальных элементов.