– Аппарат полномочного представителя Президента РФ совместно с Северо-Западной палатой недвижимости регулярно проводят совещания по вопросам создания рынка доступного жилья в регионе. Каковы предварительные итоги этой работы?
– Действующие в настоящее время методы улучшения жилищных условий не слишком эффективны. Количество граждан-очередников почти не сокращается, а платежеспособный спрос во многих регионах Северо-Западного федерального округа занижен. Покупательская активность уменьшается, что, к сожалению, приводит к сокращению объемов возводимого жилья.
Совместно с Северо-Западной палатой недвижимости разрабатываются меры по активизации жилищного строительства и созданию новых механизмов, которые позволят сделать жилье более доступным.
Для решения этой задачи государство и бизнес должны создать систему строительства доходных домов, квартиры в которых будут предоставлять путем коммерческого найма. Причем очень важно предусмотреть возможность их дальнейшего выкупа.
Развитие государственного найма жилья позволит решить ряд насущных задач – регламентировать работу частного сектора аренды, повысить мобильность населения.
– Какие еще меры помогут строить больше жилья?
– Государство не является прямым участником строительного процесса, но при этом должно создать и поддерживать различные формы государственного участия на рынке недвижимости, субсидирования малообеспеченных граждан, которые нуждаются в жилье. Необходимо активней развивать систему ипотечного кредитования, государственные программы улучшения жилищных условий.
И, конечно, искать новые методы снижения себестоимости квадратного метра.
Я изначально поддержал создание Северо-Западной палаты недвижимости, которая формирует основу для взаимодействия бизнеса и власти, в том числе – при реализации государственных жилищных программ. Очень важно, что совместными усилиями мы решаем обозначенные проблемы, разрабатываем новые механизмы улучшения жилищных условий.
– Одним из направлений вашего сотрудничества является выработка комплексной системы защиты участников долевого строительства. Что нужно сделать для того, чтобы предотвратить появление новых обманутых дольщиков?
– Большинство существующих предложений сводятся к тому, что помогать дольщикам должно лишь государство. На мой взгляд, такая позиция не совсем корректна. Сейчас большая часть застройщиков входят в различные саморегулируемые объединения, которые могут отвечать по обязательствам и рискам своих участников. Решать проблему за счет средств налогоплательщиков было бы неразумно.
Сейчас нужно думать о том, каким образом можно создать превентивные меры, позволяющие не допустить появления новых обманутых дольщиков. Для этого имеет смысл разработать и утвердить соответствующий закон – на федеральном либо региональном уровне.
– Возможно, имеет смысл создавать программы государственного контроля над деятельностью застройщиков…
– Действительно, государство должно видеть, на какие именно нужды тратятся средства дольщиков. Деньги нужно привлекать под гарантии банков и самого государства, контролировать их использование с привлечением аутсорсинговой компании. Пока же подобные методы контроля не работают, из-за чего у государства и появляются новые проблемы с обманутыми дольщиками.
Чтобы защитить покупателей строящегося жилья, необходимо более четко определить понятие «участник долевого строительства». Гражданин, приобретающий жилье на первичном рынке, по сути, лишь авансирует строительство. Поэтому на него должны распространяться гарантии Закона «О защите прав потребителей». Но, к сожалению, действие этого документа не распространяется на дольщиков. Что, конечно, ущемляет их права.