Прежде чем давать объявление о продаже квартиры, нужно определиться, хотите ли вы ее реализовать быстро или дорого. В идеале, конечно, и то и другое. Но жизнь сурова, обычно приходится чем-то жертвовать.

Ставка на скорость
Итак, если хочется продать быстро, то нужно следующее.

1. Не «заряжать» цену.
Каждый, разумеется, считает, что его квартира лучше всех. Но окружающие могут не разделять этой точки зрения. Поэтому в объявлении о продаже лучше назначить цену примерно такую же, как за аналогичные объекты от других продавцов.

С другой стороны, откровенно демпинговать тоже ни к чему. «Не стоит кричать с порога, что готовы снизить стоимость, лишь бы быстрее продать, – это выглядит подозрительно, а что подозрительно, то опасно (на психологическом уровне), может не обрадовать, а напугать потенциальных покупателей», – предупреждает начальник отдела городской недвижимости Сети офисов недвижимости «Новый Петербург» Эмилиана Неганова.

2. В объявлении указывайте только основные характеристики квартиры.
Как поясняет руководитель отдела элитной жилой недвижимости компании ASTERA Анна Брун, это обеспечит массовый поток откликов. Правда, нужно быть готовым к тому, что большая часть телефонных переговоров пройдет впустую и собеседники даже не придут смотреть квартиру. Зато чем больше откликов, тем выше шанс, что среди интересующихся найдется покупатель.

К тому же некоторые детали, которые вам кажутся привлекательными, могут не понравиться клиентам. Скажем, вы считаете плюсом своей квартиры то, что она находится не на последнем этаже – это значит, она теплее и протекающая крыша вам не так страшна. А вот покупатель, который до этого имел в соседях выше этажом 20 гастарбайтеров, может с вами не согласиться. Или для вас окно спальни, упирающееся в глухую стену соседнего дома, – минус. А кто-то рассудит иначе: в такое окно не будут заглядывать не в меру любопытные прохожие.

Не всегда можно сказать заранее, с какими недостатками квартиры покупатель будет готов мириться, оценив ее достоинства, а с какими нет. Поэтому важно, чтобы он все увидел своими глазами.

3. Приведите жилье в порядок.
Речь не идет о масштабном ремонте. Дорогостоящий ремонт в типовой квартире при продаже не окупится, предупреждает директор департамента жилой недвижимости агентства недвижимости Home estate Наталья Комиссарова. Новые хозяева все равно чаще всего постараются переделать все по своему вкусу.

Если ваши апартаменты в хорошем состоянии, то будет достаточно хорошей уборки. Обязательно вымойте окна, разберите завалы на балконе (лоджии). Если в квартире есть кладовки, освободите их или хотя бы приберите.

Над видавшей виды квартирой придется поработать серьезней. «Освежить потолки, поклеить новые обои, покрасить облупившиеся поверхности. После даже легкого косметического ремонта стоимость квартиры увеличивается на 5-10%», – утверждает генеральный директор агентства «Петербургская Недвижимость» Сергей Дроздов.

Эмилиана Неганова отмечает еще один нюанс: на основании некоторых дефектов в вашей отделке наблюдательный клиент будет строить выводы о квартире. Например, если на потолке желтое пятно, значит, вас часто заливают соседи сверху. Если в углу комнаты отходят обои – этот угол промерзает. Даже если эти выводы не верны, лучше не провоцировать их и устранить недостатки, рекомендует Эмилиана Неганова.

4. Постарайтесь заранее собрать все документы.
Это занимает не много времени, но если откладывать подготовку бумаг «на потом», то можно упустить клиентов, которым важно стать собственниками жилья как можно быстрее.

Как продать дороже
Тем, кто рассчитывает выручить за свою жилплощадь как можно больше денег (в пределах разумного, конечно), специалисты советуют следующее.

1. В объявлении о продаже как можно более подробно опишите объект.
Это позволит привлечь целевую аудиторию, то есть тех, кто ищет именно такой товар. Например, покупателю важно, чтобы в квартире было очень тепло и сухо, и он ищет помещение, где все окна выходили бы только на южную сторону. В таком случае он готов будет заплатить чуть больше, чем за аналогичные варианты с другим расположением окон.

2. Приложите к объявлению фотографии.
Причем не только самой квартиры, но и лестничной клетки и территории вокруг дома. Если, конечно, эти виды радуют глаз. «Такие объявления просматриваются чаще, отдача от них лучше», – поясняет генеральный директор ЗАО «Ойкумена» Лев Гниденко. По оценке заместителя гендиректора АН «Бекар» Леонида Сандалова, вероятность продажи квартиры, к объявлению о которой приложено фото, в полтора раза выше, чем без картинки.

3. Устраните все серьезные дефекты в квартире: поменяйте сантехнику, отремонтируйте половое покрытие, стены, потолки.
Те, кто покупает «убитые» квартиры, обычно экономят каждую копейку, рассчитывая сделать ремонт постепенно, растянув его на долгие месяцы. Если же клиент целенаправленно ищет жилье в отличном состоянии, то он готов доплатить за то, чтобы на несколько лет забыть о ремонте. Есть даже такой вид бизнеса, когда люди покупают за копейки квартиру в плохом состоянии, облагораживают ее и продают с хорошей прибылью, говорит Анна Брун.

Но не переусердствуйте: дорогостоящий эксклюзивный ремонт рискует стать тормозом для вашей сделки, так как людей, которые разделяют ваши дизайнерские вкусы, найти непросто.

4. Выставляйте квартиру в сезоны роста цен.
Общеизвестно, что цены на недвижимость сильнее всего растут весной и осенью. Летом народ в отпуске – не до глобальных покупок. По данным Центра исследований и аналитики Группы компаний «Бюллетень Недвижимости», в июне текущего года количество обращений по поиску жилья на вторичном рынке снизилось по сравнению с маем на 22,5%. Зимой (особенно в январе и начале февраля) люди увлечены праздниками. К тому же начало года у россиян – всегда время выжидания: как поведет себя мировая экономика, не будет ли проблем на работе, подскочат ли цены на товары повседневного спроса и квартплата? Спрос падает – цены в эти периоды не растут, а значит, выгодно продать квартиру будет непросто.

Темное – осветлить, лишнее – удалить
В любом случае не стоит скрывать какую-то информацию о продаваемый квартире. «Следует рассказать обо всех ее минусах, но в то же время подробно расписать преимущества. Дать информацию о ближайших станциях метро, инфраструктуре микрорайона, состоянии дома, о соседях и т. д.», – рекомендует Наталья Комиссарова.

Не помешает к началу просмотра квартиры позаботиться о том, чтобы на лестнице было убрано, ведь впечатление об объекте составляется не только по самим комнатам и кухне, учитывается состояние дома в целом.

Сергей Дроздов также советует, если квартира темная, «предпринять все усилия, чтобы создать в ней “светлую” атмосферу: побольше использовать различных источников света, поклеить светлые обои и применить все возможные дизайнерские приемы, чтобы этот недостаток был не заметен». В северном климате с темной и долгой зимой большинство людей даже на уровне подсознания предпочитают светлое пространство. К тому же светлые тона оптически увеличивают площадь помещения. По этой же причине лучше всего назначать просмотр в ясный, солнечный день. В такую погоду и настроение лучше, и любое жилье, даже самое унылое, выглядит привлекательнее.

Если готовится продажа квартиры, в которой изначально нет ванны, желательно ее установить, согласовав все связанные с этим перепланировки.

Они клюют на запах
Негласное правило агентов недвижимости – максимально освободить помещение, которое будете показывать. Известный факт: чем меньше в квартире мебели, тем просторней она выглядит, напоминает Леонид Сандалов.

Заранее подготовьте телефоны и адреса компании, которая обслуживает ваш дом – покажите, что новоселам не придется выискивать пароли-явки, когда потребуется связаться с жилконторой. Желательно также быть готовым рассказать им, где находится ваш паспортный стол, отделение банка, в котором можно оплатить квартплату. Для семейных покупателей будет важно знать, далеко ли поликлиники, магазины, детский сад, школа.

Чтобы настроить возможных покупателей на благодушный лад, можно угостить их испеченными перед их приходом пирогами с корицей и чашкой кофе. Запах свежей выпечки делает людей более сговорчивыми, чем обычно. Похожее действие имеют цитрусовые.

И, наконец, последний – по порядку, но не по значимости – совет: не переусердствуйте. Слишком навязчивая любезность, стремление загрузить клиента лишней информацией о квартире, которая ему неинтересна, нарочитое желание угодить любым его прихотям вызовут у собеседника желание поскорее распрощаться с вами. А это не то впечатление, которое способствует успешной продаже недвижимости.

Текст: Ольга Мягченко