Муниципальное образование «Автово» расположено между Окружной и Балтийской железными дорогами, территорией Кировского завода с севера и речкой Красненькой с юга.

Современному обывателю Автово представляется неотъемлемой частью Северной столицы – между историческим центром города и спальными кварталами вокруг станций метро «Ленинский проспект» и «Проспект Ветеранов». На самом деле эта земля была освоена людьми много раньше появления нашего города. Топоним «Автово» раза в два старше, чем «Петербург».

Злая судьба
Деревня Аутово (или Ауктово) со своими окрестностями переходила из рук в руки во время бесчисленных столкновений Великого Новгорода и Швеции на протяжении ХIII-ХV веков. Затем, в русско-шведской войне 1613-1617 гг., по Столбовскому миру Аутово в числе многих других земель почти на сотню лет отошла шведам. А в начале XVIII века, когда в 10 верстах от деревни был заложен кронверк, впоследствии Петропавловская крепость, эта земля уже навсегда стала российской. Рядом с деревней была проложена дорога, связавшая Петербург с Петергофом. Вскоре по другую сторону дороги возникла еще одна деревня – Емельяновка. И по сей день маршрутные такси, следующие в Петергоф, Петродворец, Ломоносов, стартуют именно от станции метро «Автово».

Казалось бы, от столь древнего поселения должны были остаться какие-то памятники архитектуры, свидетельствующие о «преклонном» возрасте Автово. Но вся застройка от Кировского завода до Кубинской улицы относится ко второй половине ХХ века. Более ранние постройки встречаются только в промышленных зонах муниципального образования. Каменное строительство здесь велось только на казенных заводах и на предприятиях Николая Путилова. Вклад последнего в развитие Автово, Петербурга и страны в целом вообще неоценим. Его Морской канал и новый Морской порт служат нам до сих пор. Параллельно строительству этих сооружений, а также Путиловской верфи (сейчас «Северная верфь», в советское время – завод имени Жданова) росли и развивались деревни Автово и Емельяновка. Даже от недолговечного деревянного домостроения как правило что-то остается. Вот только у этого места была несчастливая судьба: наводнение 1824 года снесло обе деревни. Множество жителей этих поселений погребены в братской могиле Красненького кладбища.

В восстановлении заселенной территории, пострадавшей от стихийного бедствия, принял участие знаменитый архитектор Василий Стасов. Зодчий разработал проект строительства новой деревни Автово. Планировка и здания, созданные по чертежам Стасова в двадцатых годах XIX века, сохранялись в Автово и Емельяновке до конца 1930-х годов. Затем злая судьба накрыла территорию во второй раз – Автово стало одним из самых трудных участков Ленинградского фронта. Сегодня об этом напоминают многочисленные бетонные укрепления, которые можно встретить тут и там от проспекта Стачек до Торгового порта. У деревянного Автово шансов выжить в блокаду было не больше, чем во время злополучного наводнения. Часть строений была снесена огнем артиллерии и авиации, часть разобрана на дрова.

Роскошь и хрущобы
То, что мы видим сегодня на территории между Кировским заводом и Кубинской ул., – послевоенная застройка. Подавляющее число жилых зданий округа – это представители сталинского кирпичного и хрущевского крупнопанельного домостроения.

Главная магистраль территории – проспект Стачек. Это настоящий парад сталинского ампира. Такое скопление шикарных домов 50-х годов постройки есть только на одном проспекте – на Московском (впрочем, там их еще больше). На пр. Стачек, ул. Васи Алексеева можно найти «номенклатурные» квартиры с просторными кухнями и прихожими, с разнообразием маленьких площадей под бытовые нужды и даже с комнатами для прислуги. Эти полудворцы строились для партийных функционеров, лидеров стахановского движения, героев войны и труда и прочих.


В глубине кварталов округа – также сталинские дома, но попроще. Это здания, построенные по типовому проекту 1-405: пятиэтажные здания высотой около 20 метров, которые лишь на два метра выше во многом внешне схожих с ними кирпичных хрущевок. Как правило, их фасады представляют собой неоштукатуренную кладку из серого кирпича, но почти всегда с небольшими вкраплениями из красного кирпича, штукатурка идет лишь по уровню первого (иногда первого и второго) этажа. Нередко корпуса объединены арочными входами во дворы с коваными решетчатыми воротами.

И «классические», выполненные по индивидуальным проектам сталинки, и типовые 1-405, – все это весьма дорогое, престижное жилье, с просторными кухнями, прихожими, раздельными санузлами.

Темная сторона
Застройка 50-х годов на рассматриваемой территории занимает обширные площади от ул. Возрождения (граница между МО «Автово» и МО «Нарвский округ») до пересечения Автовской ул. и пр. Стачек. Собственно, на четной стороне Автовской и заканчивается кирпичное домостроение. С нечетной стороны и далее на юг начинается крупнопанельное домостроение, в большинстве своем дома серии «ГИ» – панельные 5-этажки, хрущевки.

Путешественник, совершающий прогулку вдоль проспекта Стачек, дойдя до Автовской ул., хрущевок не увидит. Его взору будут доступны только цирк-шапито и здание рынка. Однако если выехать на узкую, вечно разбитую дорожку между шапито и рынком, то попадаешь на улицу Червонного Казачества. Здесь начинается жилой массив, который можно было бы признать памятником истории советского индустриального домостроения. Знаменитый «Автовский ДСК» начал решать квартирный вопрос для ленинградцев именно здесь, благо площадка когда-то крупнейшего домостроительного комбината расположена в непосредственной близости, на той же Автовской улице.


Отличие этих хрущевок от всех остальных в том, что на каждой лестничной клетке только по две квартиры, причем «однушек» и «двушек» там нет, только 3-, 4- и 5-комнатные квартиры. Однокомнатные квартиры в этой части Автово отсутствуют вообще, а двухкомнатную можно приобрести только в «точке».

Угловые «точки» Автово – восьмиэтажные одноподъездные здания с мусоропроводами, балконами и лифтами, что уже большой шаг вперед по сравнению с пятиэтажками серии «ГИ». Впрочем, по остальным потребительским характеристикам все то же самое: пятиметровые кухни, тесные прихожие, тонкие внешние и тончайшие внутренние стены. Примечательной чертой этих зданий служат «домики Карлссона» – так часто называют небольшие надстройки на крышах, щедро остекленные для того, чтобы солнечный свет попадал в глухую шахту внутридомовой лестницы. Однако в самые холодные дни через эти надстройки уходит драгоценное тепло.

Несколько лет назад была предпринята попытка реконструкции хрущевок серии «ГИ». На ул. Червонного Казачества работы проводились по двум адресам – дома 28 и 32. Фасады этих зданий были утеплены, оконная «столярка» заменена на стеклопакеты, полностью обновлена сантехразводка. В итоге оба домика стали выглядеть весьма прилично. Однако санация хрущевок Автово на том и закончилась.

Автовский ДСК построил на рассматриваемой территории не так уж много – всего лишь квартал, именуемый местным населением «червонка» (ул. Червонного Казачества), и несколько пятиэтажек вдоль ул. Примакова. Экспансия ДСК распространилась далее на юг, через Ульянку, на проспект Ветеранов и вплоть до Красного Села. Некоторые кварталы, застроенные Автовским ДСК, попали в городскую программу реновации хрущевок.

Низкое качество жилья, казалось бы, должно отрицательно влиять на цену квартир «червонки». Но благодаря развитости района в целом, близости метро «квадрат» в автовских хрущевках не так уж дешев. По информации отдела аналитики и консалтинга ГК «Бюллетень Недвижимости», в среднем квадратный метр в крупнопанельном доме Автово стоит почти 84 тыс. руб. В сталинках цена больше ненамного – от 87 тыс. руб. за «квадрат». «Однушка» в приличной сталинке стоит около 4,5 млн руб., но только если этот дом не на пр. Стачек – здесь такая квартира предлагается от 6,5 млн руб.

Прогулки по Красненькому кладбищу
В том, что касается парков и скверов, – Автово не самая лучшая территория Петербурга. Прогулки возможны только во дворах своих кварталов, благо придомовые территории хорошо озеленены. Но просторные рекреационные зоны отсутствуют, есть только Красненькое кладбище. В выходные дни личным или общественным транспортом можно отправиться в парк Авиаторов или Парк Победы – это уже другой район, Московский, но иных вариантов нет.

Еще недавно Автово испытывало проблему транспортной доступности – были длительные пробки из-за поездов, следующих в Торговый порт и обратно. После постройки виадука эта проблема была снята для пр. Стачек. На Краснопутиловской улице виадука нет, там железнодорожный переезд так и остается причиной долгих автомобильных заторов.

Отсутствие парков и постоянные транспортные заторы – все это говорит не в пользу Автово как места для комфортной жизни. Тем не менее эта территория отличается высоким развитием социальной и торгово-развлекательной инфраструктуры. Нового строительства в последние годы здесь практически не велось, поэтому детские сады, школы, поликлиника справляются с существующей нагрузкой.


В то время как некоторые муниципальные образования Петербурга не имеют на своей территории ни одной станции метро (например, МО «Полюстрово»), в данном округе их целых две – «Кировский завод» и «Автово». Территории вокруг каждой из станций насыщенны торговыми объектами, да и сам по себе проспект Стачек является протяженной «торговой зоной» – все первые этажи зданий заняты под коммерцию. Там же два торгово-развлекательных комплекса: «Румба» вблизи метро «Кировский завод» и «Континент» за виадуком на пр. Стачек.

В целом, с точки зрения выбора места для жизни, Автово могло бы заслужить оценку отлично благодаря уровню развития социальной и торговой инфраструктуры, двум станциям метро, высокому качеству значительной части жилого фонда. Но отсутствие рекреационных зон, надоевший своими пробками переезд на Краснопутиловской – все это не красит территорию.

 

 

 

Текст: Вячеслав Березниченко