Общественные слушания по проекту планировки и межевания территории, ограниченной Приморским шоссе, береговыми линиями Лахтинской гавани и Невской губы и проектируемыми улицами, прошли в пятницу, 31 августа, в Приморском районе. Проект планировки был подготовлен Институтом территориального развития по заказу ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта».
Метро и развязки для Лахты
Как сообщил главный инженер проекта Владимир Барабанов, общая площадь распланированного участка составила около 30 га. Непосредственно под строительство комплекса будет отведено 18 га (эта земля находится в собственности ЗАО ОДЦ «Охта»), на остальных 12 га (принадлежат городу) предполагается размещение необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры. Территория будет осваиваться комплексно, за счет инвестора и города. Бюджет Петербурга возьмет на себя строительство новых развязок, двух дорог и подключение комплекса к городским сетям.
Первая из развязок появится уже к 2018 году на пересечении улицы Савушкина и Приморского шоссе, еще одна запланирована в районе Туристской улицы над железнодорожными путями Сестрорецкого направления. Проектируемые городом новые трассы М-49 и М-32 позволят обеспечить въезд и выезд из города в районе Ольгино и Лахты. В частности, магистраль М-49 будет связывать между собой Приморское шоссе, ЗСД, Планерную улицу, Комендантский проспект и Парашютную улицу. Трасса М-32 находится в стадии проектирования.
Как подчеркнул Барабанов, до «Лахта-центра» можно будет добраться и на общественном транспорте – новая автобусная остановка появится на Приморском шоссе. в 250 метрах от комплекса. Кроме того, в 2020-2021 годах в 500 метрах от небоскреба построят новую станцию метро с рабочим названием «Лахта». Ее возведение предусмотрено концепцией развития городского метрополитена до 2025 года.
Главный инженер проекта добавил, что будущий высотный комплекс планируется запитать энергией Северо-Западной ТЭЦ через подстанцию 330/110 кВ «Северная». Воду для «Лахта-центра» будет поставлять Северная водонапорная станция, канализацию подключат к Северной станции аэрации. «Таким образом, имеются все необходимые мощности для функционирования центра», – заключил Барабанов.
За чей счет банкет?
Жители Приморского района на слушаниях интересовались точными датами ввода в эксплуатацию новых развязок и дорог и тем, как будет решаться транспортная проблема в районе на время строительства центра. Также много вопросов было задано о том, кто будет строить небоскреб – местная рабочая сила или гастарбайтеры. Инвестор осторожно пообещал рассмотреть возможность привлечения на стройку петербуржцев.
Противники проекта пытались выяснить, за чей счет будет строиться инфраструктура. Как заявил на слушаниях депутат ЗакС Борис Вишневский, комитет по транспортно-транзитной политике правительства Петербурга дал свое согласие на строительство «Лахта-центра» только при условии, что возведение новых дорог и развязок будет включено в целевую программу «Развитие транспортного комплекса города на период до 2015 года». Но пока что этого не произошло.
«Для реализации проекта необходимо за счет городского бюджета построить съезды с Приморского шоссе, две транспортные развязки и пешеходный мост. Получается, что значительную часть инфраструктуры будут строить на средства городского бюджета, то есть за счет налогоплательщиков. Поэтому я еще раз хочу уточнить: за чей счет весь этот «праздник»?», – заявил он. Внятного ответа не последовало, депутату обещали разъяснить все в ближайшее время.
Директор Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов отметил, что, поскольку новые развязки и станцию метро планируется строить за казенный счет, то финансирование этих объектов может быть не раз чиновниками пересмотрено. «Может получиться так, что у Петербурга не найдется денег на решение транспортных проблем. В итоге частный инвестор построит свой комплекс, а новые дороги останутся лишь на бумаге. И в районе, где и так постоянно наблюдаются «пробки», начнется транспортный коллапс», – заявил он.
Его опасения поддержал градозащитник Михаил Амосов. «Например, станции «Лахта» в Генплане, насколько мне известно, вообще нет», – сообщил он.
Градозащитники также опасаются, что появление небоскреба на Лахте неизбежно приведет к тому, что другие девелоперы, приобретающие земли по соседству с комплексом, захотят строить аналогичные «высотки». В итоге в районе начнется массовое высотное строительство, привычный облик территории серьезно изменится, а городу вновь придется ликвидировать инфраструктурный дефицит за свой счет.
Другая проблема – часть новых автомагистралей в Лахте и Ольгино пройдет по участкам, на которых сейчас возведены многоэтажные и частные жилые дома. По словам главы муниципалитета «Лахта-Ольгино» Владимира Плотницкого, до сих пор нет понимания того, как будет проходить процесс расселения и за чей счет будут решаться вопросы с собственниками и нанимателями. Он предложил создать рабочую группу по сопровождению проекта строительства «Лахта-центра».
Депутат ЗакС Анатолий Кривенченко, известный противник намыва под Сестрорецком вовсе предложил провести общегородской референдум и по намыву, и по «Лахта-центру». «Эти два проекта чем-то похожи, и почему-то никто не хочет спросить у населения, заинтересованы ли петербуржцы в их реализации?» – отметил он.
На слушаниях припомнили и о том, что ЮНЕСКО настоятельно рекомендовал не начинать работы по «Лахта-центру» без предоставления всей полной документации по проекту. Возведение 470-метрового небоскреба, по мнению экспертов, приведет к искажению исторических панорам Петербурга.
Градозащитники в итоге посчитали, что ОДЦ «Охта» вновь нарушил свои обязательства перед международной организацией. Они пообещали, что письма в Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО с просьбой дать экспертную оценку проекта «Лахта-центру» будут направлены в течение недели. Также ОДЦ грозят судебными разбирательствами, поскольку разрешение на строительство «Лахта-центра» было выдано до утверждения проекта планировки территории.
Стройка на старте
Как сообщил по итогам слушаний генеральный директор ЗАО «ОДЦ «Охта» Александр Бобков, строительство высотной башни «Газпрома» в Лахте планируется начать уже до середины октября 2012 года, к возведению всего комплекса приступят через год. Проект обещают завершить к 2018 году.
Против проведения общегородского референдума Бобков возражать не стал. Он даже поддержал эту инициативу. На претензии градозащитников по поводу ЮНЕСКО гендиректор ОДЦ сообщил лишь, что пока никаких писем с официальным требованием предоставить документацию по проекту не поступало ни от Минкульта, ни от самой международной организации. «Мы готовы предоставить всю документацию, но пока нас никто не запрашивал», – подытожил он.
Могут и не запросить. Как заявила в конце августа постоянный представитель России в ЮНЕСКО и председатель Комитета Всемирного наследия Элеонора Митрофанова, вопрос строительства «Лахта-центра» петербургские власти вправе решать без участия ЮНЕСКО, поскольку этот объект планируется возвести вне охранной зоны города. Судя по всему, региональные власти со своей позицией определились: в конце августа разрешение на возведение 470-метровой башни «Лахта-центра» выдал Гостройнадзор.
Теперь проект получил одобрение на публичных слушаниях, которые по итогам мероприятия были признаны состоявшимися.
Справка БН
Общая площадь застройки «Лахта-центра» составит 334 тыс. кв. м, непосредственно под 470-метровую башню отведут 183 тыс. кв. м. В комплексе появится подземная парковка на 2 тысячи машино-мест и открытая стоянка на 100 автомобилей. Под озеленение намечено 10,8 га, или 39% от общей территории, что соответствует требованиям ПЗЗ.
Помимо офисного центра, в котором планируется размещение штаб-квартиры компании «Газпромнефть», в «Лахта-центре» появятся детский образовательный центр, планетарий, конференц-зал на 500 мест, галереи, экспозиции арт-объектов, кафе и рестораны, торговые зоны. Кроме того, на территории будут построены современный спорткомплекс, медицинский центр; разобьют парки и скверы.
Стоимость строительства одного квадратного метра, по расчетам застройщика, будет находиться в пределах $2,5-3,5 тыс. Путем математических расчетов несложно определить, что реализация всего проекта может обойтись в сумму до $900 млн.