Для очередного путешествия в мир петербургской «вторички» журналисты «БН» выбрали муниципальный округ «Южно-Приморский». Его граница проходит по улице Десантников, реке Красненькой, побережью Финского залива до промзоны, после чего поворачивает на юг и по Петергофскому шоссе возвращается на улицу Десантников.

   Пестрый фонд
   Часть округа (та, что ближе к побережью Невской губы) расположена на созданных в 1970-е намывных землях. Например, на бывших болотах стоят Южно-Приморский парк и некоторые жилые кварталы.
   
   Жилой фонд здесь очень пестрый. Пожалуй, в нем представлены все основные типы многоквартирного жилья: панельные хрущевки, кирпичные и блочные брежневки, «корабли», дома популярной в Петербурге 137-й серии, здания 1990-2000-х годов постройки и постепенно переходящие в разряд «вторички» объекты, введенные в строй за последние несколько лет.

   Немалую часть жилого фонда Южно-Приморского округа составляют панельные дома 1970-1980-х годов постройки.Некоторые старые панельные дома ремонтируют: сбивают отделку с фасадов, штукатурят, герметизируют швы между панелями.
   
   Состояние жилья очень приличное, даже «пенсионеры-хрущевки» выглядят бодро. Некоторые дома ремонтируют – один из таких нам попался во время путешествия в глубь жилых кварталов.
   
   К основным местным достопримечательностям округа можно отнести Южно-Приморский парк и яхт-клуб «Балтиец». С клубом связана история создания нового микрорайона в Красносельском районе – «Балтийской жемчужины». «Балтиец» – один из старейших в Петербурге яхт-клубов. Он 30 лет располагался в юго-восточной части Невской губы, на Матисовом канале, вблизи устья речки Дудергофки. В начале 2000-х именно здесь было решено строить «жемчужные» дома, и яхтам пришлось сменить стоянку – теперь клуб базируется рядом с Ленинградским электромеханическим заводом. Вместо обветшавших зданий и причалов, которые не ремонтировались за всю историю существования клуба, «Балтиец» получил большую гавань с длиной причальной стенки в 3 км и территорию общей площадью 22 га. Теперь это самый большой в Петербурге яхт-клуб.

   С домами советских времен в Южно-Приморском округе соседствуют современные постройки.
   
   Вообще Южно-Приморский можно назвать спортивным округом: на 57 тысяч человек местного населения здесь приходится 20 спортивных сооружений.

   В ожидании садов
   С обеспеченностью детскими садами и школами дело обстоит похуже. На весь округ – шесть школ и девять детсадов. Являясь одним из лидеров в Петербурге по новому жилищному строительству, Красносельский район входит и в другое, менее почетное первенство – по дефициту детских образовательных учреждений. Впрочем, это удел всех динамично развивающихся районов города.
   
   Зато далеко не все они могут похвастаться такими зелеными дворами, как в Южно-Приморском округе, таким количеством детских площадок и столь развитой торговой сетью.

   В округе множество детских площадок и зеленых зон.В составе комплекса «Балтийская жемчужина» будет построено два новых детсада и две школы.
   
   Городские власти обещают, что до 2015 года в Красносельском районе появится как минимум четыре новых детских сада и три школы. Причем все они – в Южно-Приморском округе, так как именно здесь сосредоточено больше всего районных новостроек. Так, в квартале, ограниченном улицами Доблести, Маршала Казакова, проспектами Кузнецова и Ленинским, компания «ЮИТ дом» строит ЖК «Оптимист», СК «Сфера» – «Аквамарин», «Сетл Сити» –ЖК «Монреаль». Здесь же возводится новая школа. На пересечении проспекта Героев и Ленинского ГК «Город» создает целый квартал «Ленинский парк», в составе которого будет детский сад. На территории «Балтийской жемчужины» будет построено две школы и два детсада.
   
   Несомненный плюс округа – выход к морю. Из окон многих домов, расположенных ближе к Финскому заливу, открывается вид на его акваторию. Застройщики нарочно возводят здесь дома повыше, чтобы продавать жильцам последних этажей отличные морские виды.

   Ценовые границы
   При всех своих плюсах Южно-Приморский округ (входит в территориальную зону Юго-Запад) отличается не слишком высокими ценами на жилье. В ценовом рейтинге жилья по районам, который ведет «БН», Юго-Запад находится на 42-м месте из 68 (на первом – территория Петербурга с самым дорогим жильем, на последнем – с самым дешевым). Жилой «квадрат» здесь стоит в среднем 87,16 тыс. руб. Для сравнения: в Купчино (в районе пересечения улицы Фучика и проспекта Славы), которое тоже никогда не было ценовым лидером на рынке жилья, – 89,4 тыс. руб., в районе Дачного проспекта – 89,3 тыс. руб. Среднегородская цена жилья на «вторичке» – 94,63 тыс. руб.

   Из-за удаленности от метро местным жителям приходится добираться до дома на наземном общественном или личном транспорте.В панельных домах 1980-х годов постройки можно приобрести хорошую однокомнатную квартиру за 3 млн руб.
   
   Однокомнатную квартиру площадью 30-35 кв. м в новом кирпично-монолитном доме на Ленинском проспекте можно купить за 3-3,5 млн руб. Двушку (50-60 кв. м) –за 4-5 млн руб. В «корабле» однокомнатную предлагают за 3 млн руб., двухкомнатную – за 4 млн. Жилье в 137-й серии ценится чуть дороже: от 3,3 млн руб. за однокомнатную и от 4,3 млн – за двухкомнатную квартиру. Чем дальше от Ленинского в глубь кварталов, тем цены ниже.
   
   Эксперты Центра исследований и аналитики ГК «БН» считают, что рост цен на Юго-Западе сдерживает прежде всего неважная транспортная доступность. От границы округа (улица Десантников) по Ленинскому проспекту до одноименной ближайшей станции метро – почти 4 км. От одной из самых отдаленных жилых зон – «Балтийской жемчужины» – наземным транспортом до «Ленинского проспекта» нужно преодолеть около 7 км. Правда, маршруток здесь хватает, и добраться до метро можно очень быстро. Но пешеходная доступность к подземке всегда ценится несоизмеримо выше, чем транспортная.

   Цены на жилье в Южно-Приморском могли бы быть и выше, если бы не некоторые проблемы с инфраструктурой.
   
   Перспективы же обзавестись собственным метро у округа более чем туманные. В планах по развитию Петербургского метрополитена открытие станции в зоне «Балтийской жемчужины» запланировано на период 2021-2025 годы. Проект строительства в этом направлении надземного экспресса заморожен. Так что Южно-Приморскому еще долгие годы придется рассчитывать только на маршрутки и городской социальный наземный транспорт.

Текст: Ольга Мягченко