Граница муниципального образования «Волковское» (№ 71) проходит по Обводному каналу, западной полосе отвода Московского направления железной дороги, улицам Белы Куна, Будапештской, Фучика, западной стороне полосы отвода Витебского направления железной дороги и по Боровой и Рыбинской улицам возвращается к Обводному. Это довольно большое МО – здесь проживает почти 60 тыс. человек и насчитывается 326 жилых домов общей площадью 722 тыс. кв. м.

Дореволюционное Черноземье
Жилищный фонд в «Волковском» расположен не равномерно по территории муниципалитета, а отдельными островками. А они, в свою очередь, состоят из двух крупных тематических массивов, которые отделены друг от друга волковскими кладбищами (православным и лютеранским) и промышленными кварталами.


Просмотреть Жилье вокруг «Волковской»: на метро от депрессии на карте большего размера

Почему тематическими? Потому что названия улиц и проспектов в каждом из них объединены общей темой.

Первый массив – в районе Лиговки и открывшейся в позапрошлом году станции метро «Обводный канал» – связан с российским Центральным Черноземьем. Тамбовская, Курская, Воронежская улицы получили свои названия еще в XIX веке. С тех времен здесь сохранилась и старая жилая застройка. На Лиговке в дореволюционной России было много доходных домов для самых небогатых арендаторов. Поэтому архитектурные решения этих зданий глаз не радуют – они серы и однотипны.

Жилой фонд вокруг метро «Обводный канал» очень неоднороден: дореволюционные дома соседствуют с кирпичными и панельными брежневками.

Почти все они ни разу не проходили капитального ремонта, и сегодня это не самое престижное жилье. Впрочем, как и дома, возведенные на этой территории в советские годы, которые довольно сильно разбавляют дореволюционную застройку. Среди них есть кирпичные и панельные строения, которые также относятся к категории дешевого жилья на петербургской вторичке. По оценке Центра исследований и аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», в рейтинге городских территорий по цене эта зона находится ближе к концу списка. При средней цене «квадрата» на вторичном рынке Петербурга, равной 94,73 тыс. руб., в районе Расстанной, Курской и Прилукской улиц метр стоит всего 84 тыс. руб.

Это и не удивительно – данная часть города богата промышленными предприятиями, авторемонтными и железнодорожными сервисами и прочими объектами, не украшающими жилую среду. Это ЗАО «НПО Спецматериалов», склады карбюраторного завода, грузовые дворы Октябрьской железной дороги и множество мелких промышленных объектов.

Правда, в последние годы городские власти принялись облагораживать эту часть Лиговки. Так, в корпусах бывшего трикотажного объединения «Лак» на Обводном канале разместилось креативное пространство «Ткачи», где проходят выставки и конференции. В газгольдерах бывшего Газового завода открылся мотоклуб «РокГараж». Но пока процесс облагораживания идет не так активно, чтобы сделать эту часть Лиговки намного привлекательнее.

Гораздо большее значение в этом смысле имеет открытие здесь новых станций метро. Транспортная доступность окружающих станцию «Обводный канал» улиц повысилась, а вместе с ней и цены на жилье. Правда, не очень существенно – неблагоприятное окружение дает о себе знать. Однокомнатную квартиру площадью до 40 «квадратов» здесь можно приобрести за 3-4 млн руб., «двушку» в старом фонде (60-80 кв. м) – за 5-6 млн, в доме советской постройки (45-55 кв. м) – за 4-4,5 млн. Примечательно, что трехкомнатные квартиры в листингах продаж выставлены по тем же ценам, что и двухкомнатные или с мизерной разницей.

Местное население отоваривается в гипермаркете «Ашан» на Боровой или в торговом комплексе «Лиговъ», где продовольственная розница представлена магазином Prisma. Есть несколько мелких супермаркетов: «Дикси», «Пятачок» и другие.

На территории «Волковского» между Обводным каналом и Расстанной целых три общеобразовательных школы. А вот детский сад всего один.

Удаленные от Лиговского проспекта и Обводного канала улицы довольно тихие – машин по ним ездит мало. Но из-за дефицита зелени здесь очень пыльно.

Островок возле кладбища
Расстанная улица – своеобразная граница, за которой начинается промышленная часть МО «Волковское». Здесь множество авто- и железнодорожных предприятий и почти нет жилья. Небольшой жилой островок имеется только в районе станции метро «Волковская», которая открылась четыре года назад. Здесь всего пара десятков домов, сосредоточенных вдоль Волковского проспекта, Задворной, Касимовской, Андреевской, Дубровинской и Мгинской улиц.

Станцию метро «Волковская» окружают промпредприятия и кладбища.

Их обитателям приходится водить своих детей в школу как минимум за километр – через Бухарестскую улицу, по которой то и дело снуют грузовики. Правда, детский сад находится значительно ближе. Но на этом привлекательность местности исчерпывается. Если, конечно, не относить к числу плюсов соседство с волковскими кладбищами, которые являются единственной зеленой зоной на этой территории.

Квартиры здесь дешевле, чем около метро «Обводный канал», и желающих их приобрести не много.

«Бухарестскую» в декабре не откроют
Следующий жилой островок «Волковского» мы встречаем в районе пересечения улиц Бухарестской и Салова. С юга и запада его окружают огромные пространства Нововолковского кладбища, на северо-восток от жилой зоны – снова промышленные территории: ФГУП «Аэрогеодезия», завод «Юнилевер-Русь», чаеразвесочная фабрика «Липтон» и др.

Отсюда начинаются район Купчино и одновременно вторая «тематическая» жилая зона МО «Волковское», связанная со странами бывшего соцлагеря. Белградская, Бухарестская, Будапештская, Пражская, Софийская улицы застраивались в 1970-х и мало изменились с тех пор.
Особенно это касается территории вблизи улицы Салова. Новых жилых домов за последнее десятилетие здесь почти не появилось: подавляющее большинство зданий – это типичные панельные и кирпичные брежневки. При покупке однокомнатной 30-метровой квартиры можно уложиться в 3 млн руб., «двушка» обойдется в 4-5,5 млн, «трешка» – не дороже 6 млн.

В этом году не стоит ждать открытия станции «Бухарестская».

Впрочем, у данной территории есть неплохие перспективы. На углу Бухарестской и Салова строится станция метро, которая предположительно получит название «Бухарестская» (окончательное решение Смольным еще не принято). Она будет встроена в ТРК «Континент», который возводит холдинг «Адамант». Метро планировалось открыть еще в середине августа этого года, потом из-за задержек со строительством сроки перенесли на декабрь. Но, судя по состоянию дел на стройплощадке, комплекс будет готов в лучшем случае к весне 2013-го.

Однако теперь очевидно, что в обозримом будущем метро, которого здесь ждут уже лет двадцать (все тоннели были прорыты еще в советские годы), все же появится. Практика показывает, что появление метро повышает стоимость жилья на прилегающих к станции территориях на 15-20%. К тому же здесь много незастроенных участков, так что не исключено, что в ближайшие годы девелоперы обратят внимание на зону вокруг «Бухарестской», и в районе развернется активное жилищное строительство. В таком случае имеющихся здесь школы и двух детсадов может оказаться маловато.

На родине Медведева
Район Софийской и Бухарестской улиц между Салова и Фучика почти сплошь занят автотранспортными и промышленными объектами. И только на периферии МО «Волковское» – от улицы Фучика до Белы Куна – снова начинается плотная жилая застройка. В основном это тоже наследие 1970-1980-х (504-я серия, «корабли» и кирпичные брежневки), но здесь значительно чаще, чем в других частях муниципалитета, можно встретить и более поздние новостройки. Это, пожалуй, самая удобная для жизни часть «Волковского». Здесь шесть детсадов, три школы, две поликлиники, множество спортивных и детских площадок, магазинов, учебный центр Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.

В целом состояние жилого фонда в МО «Волковское» оставляет желать лучшего.

В числе достопримечательностей микрорайона – дом 6 по улице Белы Куна (он прославился тем, что в нем провел детство российский премьер Дмитрий Медведев), ТРК «Рио» на улице Фучика и Университет профсоюзов, расположенный там же. На двух последних объектах стоит остановиться чуть подробнее.

На излете советской эпохи на углу улиц Фучика и Бухарестской ленинградские власти задумали построить конно-спортивную школу. Но эпоха кончилась, а вместе с ней и финансирование. Стройку забросили до 2004 года, когда Смольный договорился со Словацкой республикой о совместном проекте строительства МФК «Словацкий дом». Инвестор ООО «ЗИПП Братислава» и застройщик ООО «Словацкий дом» приступили к строительству, но дело снова заглохло. Позже связь со Словакией проект утратил, и наконец этим летом почти двадцатилетняя стройка завершилась открытием ТРК «Рио».

В Купчино не много достопримечательностей. Одна из них – Гуманитарный университет профсоюзов.Один из самых громких долгостроев был начат лет 20 назад, а завершен лишь в этом году.

Не менее драматична история Университета профсоюзов, который находится по соседству. Его строительство велось 15 лет. Сначала здания предназначались для Высшей профсоюзной школы культуры. Но в 1991 году это госучреждение закрылось, а на его базе образовался один из первых в Петербурге коммерческих вузов. Он и занял новые корпуса на улице Фучика.

Вблизи пересечения Бухарестской и Белы Куна часто встречаются новые дома.

В этом году микрорайон пополнится еще одним объектом, который существенно добавит ему привлекательности – в декабре должна открыться станция метро «Международная» на углу Бухарестской и Белы Куна. И то, что она окажется за границей МО «Волковское», которая проходит по Бухарестской улице, не уменьшит ее влияния на стоимость жилья в нашем муниципалитете. Уже сейчас квартиры в домах вблизи ТРК «Международный», куда будет встроена станция метро, немного подорожали.

Станция метро «Международная» будет встроена в одноименный торговый комплекс.

Но пока цены сопоставимы со стоимостью «квадратов» в районе улицы Салова. После открытия метро жилье здесь станет более престижным, чем сейчас. Причем под новое строительство свободных участков здесь нет. Поэтому для покупателей наиболее привлекательны дома по четной стороне Будапештской улицы, построенные несколько лет назад.

В конце – немного о транспортной картине муниципалитета. В часы пик многие магистрали здесь очень загружены. Особенно Лиговский, Волковский проспекты, улицы Бухарестская, Салова, Расстанная. Днем – проезд свободный. Вряд ли появление метро сильно разрядит ситуацию на дорогах – основной трафик создают грузовые машины, которых меньше не станет.

Текст: Ольга Мягченко