Вступивший в силу с 2007 года Водный кодекс РФ наложил на застройщиков и дачевладельцев ряд ограничений, установив водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы для рек, ручьев и озер. Вместе с тем создание водоохранных зон и прибрежных защитных полос не означает, что земли, которые в них оказались, нельзя использовать для строительства дачи, коттеджа или целого коттеджного поселка. Но приобретая такой участок, следует помнить, что он всегда будет в зоне особого внимания. А любой человек, полагающий, что его отдыху на диком пляже мешает тень вашего забора, может стать инициатором конфликта.
Казалось бы, если рядом с озером строится коттеджный поселок, в прибрежной полосе будет порядок и никто не посмеет мыть здесь машину, а будущие жильцы как никто другой заинтересованы в сохранении чистоты водоема. И правда, застройщики обычно обещают восстановить естественную гидросистему, убрать мусор, благоустроить пляжи. Но часто новые хозяева распоряжаются берегами слишком уж по-хозяйски, огораживают подступы к озерам заборами, возводят бетонные причалы, конфликтуют с гражданами, жаждущими активного отдыха на берегу, а также сами моют машины и сливают нечистоты.
Общественность, понятное дело, возмущается, а возмущенные граждане пишут жалобы в прокуратуру или областной Комитет государственного контроля природопользования и экологической безопасности. Далее дело, как правило, тормозится. Сформированная по итогам обращения заявка поступает в отдел государственного земельного надзора Росреестра. Если в базах данного ведомства, действительно, обнаружился объект недвижимости, то инспектора Росреестра, направив владельцу уведомление о дате поверки и вооружившись рулеткой, выезжают на место… Но, как правило, не могут зафиксировать те самые вопиющие и на первый взгляд очевидные нарушения, будоражащие общественность и заставляющие добропорядочных граждан всех и вся подозревать в коррупционном сговоре.
Чужие берега
Выездные проверки сотрудники Управления Росреестра по Ленинградской области проводят регулярно и добросовестно, но эффективность таких мероприятий невелика по причине элементарной слабости административного ресурса, о которой самые злостные нарушители осведомлены лучше, чем кто-либо другой.
Из многих сотен заявок, сигналов и обращений лишь десятки доходят до проверок. Им подвергаются в первую очередь те объекты, у которых более или менее в порядке правоустанавливающие документы. Но если их нет, а кто построил забор или построил бетонный причал – не известно (это сплошь и рядом), ситуация выходит за рамки компетенции Росреестра и в дело должны вмешиваться прокуратура и милиция. Но здесь-то административный ресурс показывает не то, что слабость, а полную беспомощность.
Два года назад областная Прокуратура открыла телефонную «горячую линию», чтобы каждый желающий мог пожаловаться на нарушения водного законодательства. Но уже через короткое время появилось официальное сообщение, гласившее, что «большая часть обращений, ранее поступивших в прокуратуру, не подтвердилась в связи с ошибочным пониманием заявителями требований законодательства».
По мнению прокуроров, основная проблема заключалась в том, что граждане, завалившие ведомство заявками, не могут однозначно идентифицировать места (например, расположенные на сельхозземлях и вне населенных пунктов участки попросту не имеют «милицейского» адреса) и, собственно, личности нарушителей. А раз так, то заявки делались не по форме.
Есть еще один момент, о котором у заявителей «ошибочное понимание». Часто заборы возводятся у озер на законных основаниях, и вот почему. Сегодня уже всем известно: все, что ближе 20 м от воды, – есть места общего пользования (ст. 6 Водного кодекса РФ), а свободный доступ граждан на эту территорию не может ограничиваться. Стало быть, ни в аренду, ни в собственность участок со своим берегом получить нельзя. Точнее, сейчас нельзя, а раньше, до вступления в силу Водного кодекса РФ, то есть до января 2007 года, было можно. Данная норма вступила в действие уже тогда, когда берега поделили, приватизировали и по большей части застроили.
Сегодня такие участки и продают, и покупают, причем даже не по запредельным, а по «коллекционным» ценам. И здесь состоятельный «коллекционер» может возвести такой забор, который даже юридически подкованному местному пенсионеру-общественнику будет явно не по зубам.
Озеро идет в наступление
Участки, оформленные в собственность до 2007 года и включающие в свой состав береговые полосы, действительно, имеют публичный сервитут, обязывающий владельцев обеспечивать проход и нахождение граждан на береговых полосах. Но здесь есть еще одна неувязка – собственно кромка (линия уреза) воды, от которой отсчитываются все прибрежные и водоохранные полосы. Озеро может выйти из берегов или обмелеть. В период паводка или проливных дождей вода может подтапливать прибрежные участки, а в засушливый период – убывать. Установление границы воды и суши – результат многолетних наблюдений и сложных расчетов, который заносятся в Государственный водный кадастр. Но как быть, если документ, который должен давать все основные точки отсчета в земельно-водных отношениях, по признаниям чиновников, являет собой сплошное белое пятно?
У представителей Невско-Ладожского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, которые, собственно, и должны заниматься данным вопросом, из-за кадровой чехарды в ведомстве до озер руки так и не дошли. А без данных о том, где проходит эта загадочная линия уреза, любые предписания оспариваются в два счета: мол, это не я берег «прихватил», а озеро его подмыло. И это основной аргумент в диалоге с проверяющими.
Водный кодекс для коттеджного поселка
Что являют собой водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водоемов и что можно, а что нельзя здесь делать? Частным домовладельцам и землепользователям нужно в первую очередь знать о том, что в водоохранных зонах действует запрет на «движение и стоянку транспортных средств (кроме специальных), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие». Причем для озера с водной гладью в 0,5 кв. км – эта зона составляет 50 м, а для реки протяженностью больше 50 км – 200 м.
Иными словами, охранники коттеджного поселка имеют право не пропустить к берегу человека на внедорожнике, а если тот проскочил – вызвать милицию для составления акта об административном правонарушении. С другой стороны, как быть с двадцатиметровой береговой линией, которая, согласно ст. 6 Водного кодекса, должна быть доступна всем желающим? Ведь никто не имеет право препятствовать гражданину, если он, бросив машину на дороге, «на своих двоих» притащил на берег палатку и мангал. Он может там отдыхать, рыбачить, загорать или купаться, петь песни, причаливать к берегу на плавсредствах и без оных.
Собственники расположенных в прибрежных зонах коттеджей мириться с неограниченными «правами и свободами» сограждан не желают, поэтому отгораживают подступы к воде, всеми правдами и неправдами стараются ограничить подъезды к озерам рвами и бетонными заграждениями и утверждают, что борются с хулиганами. И понять их можно: у них своя правда.
«Мы выписываем штрафы, выносим предписания, владельцы участков демонтируют заборы, но говорят, что готовы до бесконечности их разбирать, собирать и платить штрафы, лишь бы не слышать пьяных песен с берега и не убирать горы мусора за непрошенными гостями», – жалуются представители Управления Росреестра.
По трем фронтам
На озерах Карельского перешейка то затихает, то вновь вспыхивает противостояние местных жителей, новых «захватчиков» береговых линий и желающих реализовать свое конституционное право на отдых и свободу перемещения. Это война, идущая даже не по двум, а по трем фронтам, в которой поддержка общественности и административный ресурс в разное время оказываются на любой стороне из трех.
Дело часто доходит до рукоприкладства, но чрезвычайно редко – до реальных проверок и тем более до судебных разбирательств. По официальным данным, в 2011-2012 годах в Ленобласти только 59 исковых заявлений по вопросам доступа к береговым полосам водных объектов дошло до судебных решений в пользу истцов. И если учесть, что в подавляющем большинстве случае речь идет о «мелочевке» (сносе небольших самовольных строений – бань, ангаров, причалов), это капля в море.
Справка «БН»
Согласно ст. 65 Водного кодекса, водоохранными зонами являются территории, примыкающие к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, для которых устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности, предотвращающий загрязнение водных объектов и истощение их ресурсов. В свою очередь, уже в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы с дополнительными ограничениями. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев зависит от их протяженности (у ручья меньше 10 км водоохранная зона 50 м, а у полноводной реки протяженностью от истока 50 км и больше – все 200 м). У озера с акваторией больше 0,5 кв. км ширина водоохранной зоны 50 м. Послабление сделано для маленьких водных объектов, а также озер, расположенных внутри болот.