Городской штаб благоустройства под руководством вице-губернатора Петербурга Сергея Козырева обсудил в четверг, 16 августа, ситуацию с вывозом и утилизацией строительного мусора. Уже в начале заседания выяснилось, что у чиновников отсутствуют точные данные об объемах отходов, вывозимых с петербургских строек. Более того, в городе в принципе нет четкой, понятной системы контроля за сбором, хранением и переработкой строительного мусора.

Мусорные жалобы
Так, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды  и обеспечению экологической безопасности отвечает лишь за тех застройщиков, которые в заявительном порядке информируют чиновников о своих планах по размещению отходов на официальных свалках и полигонах. Затем представители ведомства получают от строителей документацию, подтверждающую факт вывоза мусора. Росприроднадзор по СЗФО ежегодно устанавливает для Петербурга нормативы по образованию стройотходов исходя из параметров заявленных девелоперами объемов.

Однако ни то, ни другое ведомство не проверяет, сколько действительно было произведено и сколько было вывезено мусора тем или иным застройщиком.

Отсюда – нестыковки в расчетах чиновников. Так, по словам зампреда Комитета по природопользованию Алексея Петрова, согласно заявкам застройщиков, в первом полугодии 2012 года в Петербурге было складировано 130 тонн строительных отходов. Но, по данным замначальника департамента Росприроднадзора по СЗФО Дмитрия Скорописов, всего в этом году городские новостройки дадут до 600-700 тыс. тонн отходов.

Примечательно, что вице-губернатор Сергей Козырев поставил под сомнение все приведенные цифры. «В городе ежегодно образуется около 1 млн 700 тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Практика всех европейских городов показывает, что объем  производимых ТБО сопоставим с объемом мусора со строек. Это значит, что стройкомплекс Петербурга занижает данные в разы», – заявил он. По его словам, в жилищно-коммунальный блок Смольного регулярно поступают жалобы от населения на строителей, которые не вывозят мусор, а предпочитают складировать его за забором стройплощадки. «Я сам знаю такие стройки в Приморском районе», – добавил Козырев.

Штрафовать миллионами
Причины активизации недобросовестных застройщиков – экономические. Как пояснил начальник сектора экологического надзора Управления госстройнадзора по Петербургу Артур Шеренешев, сейчас штраф для девелоперов, вывозящих мусор на незаконные свалки, составляет около 200-300 тыс. руб. В то время как расценки на официальный вывоз отходов с одного строительного объекта составляют около 5-7 млн руб.

Кроме того, согласно положениям ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 1998 года, даже «пойманный за руку» застройщик должен вывести мусор только с земельного участка, находящегося в его собственности. Если же он «подбросил» отходы на городскую землю, то обязанность привести территорию в порядок возлагается на муниципальные власти. У которых как правило на это нет денег. «Несмотря на то, что именно наше ведомство должно контролировать конкретные стройки и штрафовать за нарушения, у нас просто нет рычагов влияния на недобросовестных девелоперов», – добавил он.

Аналогичная ситуация складывается и с транспортными компаниями, с которыми застройщики заключают договор на вывоз мусор. Как отметил Козырев, некоторые недобросовестные транспортники предпочитают нанимать для нелегальных перевозок частных водителей. За ночь такой «частник» может совершить около 10-15 маршрутов, и за каждый рейс ему платят около 7-8 тыс. руб. «Если же такого водителя поймают, то оштрафовать его могут не более чем на пять тысяч рублей. Это несопоставимо с тем, сколько он может заработать за ночь», – заключил вице-губернатор.

После чего Козырев предложил в разы увеличить штрафы. «Штрафы должны быть такими, чтобы вывозить мусор на свалки стало экономически не выгодно», – заявил вице-губернатор. По его мнению, в отношении недобросовестных строителей денежные взыскания должны быть повышены до «миллионов или даже десятков миллионов рублей», в отношении водителей – до десятков тысяч рублей. Соответствующие поправки в городское законодательство обещано подготовить до конца сентября этого года.

Вопрос законопослушности
Опрошенные БН застройщики полагают, что увеличение штрафов проблему не решит, если только городским властям не удастся наладить эффективную систему контроля за вывозом мусора.

«Единичные, показательные порки попавших под горячую руку застройщиков не исправят ситуацию. Учитывать и закладывать в проект средства на вывоз отходов инвесторы будут лишь в том случае, если контрольные органы  будут пресекать хотя бы шесть из десяти нарушений», – отметил заместитель директора ГК «Пионер» Александр Погодин.

Директор по жилищному строительству компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Евгений Наталенко считает, что штрафы следует вводить одновременно с облегчением процедур согласования регламентов и открытием новых организованных мест для приема и утилизации отходов.

Генеральный директор Группы компаний «ЦДС» Михаил Медведев полагает, что резкое увеличение штрафов способно повысить дисциплину застройщиков. «Опыт нашей компании показывает, что затраты на легальный вывоз мусора не превышают нескольких процентов от общей стоимости реализации проекта. Не такие большие деньги, скорее, это вопрос законопослушности», – добавляет он.

Сейчас почти 90% всех строительных отходов с петербургских строек вывозят в Ленобласть и только 10% остаются в городе. Сколько в настоящее время в Петербурге и Ленобласти «незаконных» свалок, чиновники сообщить отказываются. По состоянию на начало 2011 года, в городе их было от 40 до 70. Однако, как осторожно отмечают в Комитете по природопользованию, с тех пор их количество могло возрасти. В Ленобласти только за первое полугодие 2012-го было ликвидировано 250 несанкционированных свалок.

Текст: Светлана Коваленко