– Сергей Антонович, у вас нынешний и следующий год – юбилейные: в этом году вы лично отмечаете круглую дату – пятидесятилетие, а в 2013-м вашей компании исполнится 20 лет. Хороший повод для того, чтобы оглянуться на то, что уже сделано, и ставить новые задачи.
– Я считаю, что лучший способ реагировать на подобные даты – не реагировать вовсе, а продолжать действовать. Один из выводов, который я сделал по поводу работы в бизнесе в целом, – это то, что эта работа похожа на велоспорт: ты едешь, только пока крутишь педали. Поэтому я не спешу говорить о достижениях, а вот новые задачи в бизнесе ставлю постоянно. Считаю, что итоги нам подводить пока рано, это может подождать еще лет 30.

– Поговорим вкратце об основных задачах. Ваша компания продолжает энергичную экспансию в регионы. За последние несколько лет были открыты офисы «Итаки» по всей территории Ленобласти, а также в Пскове. Вы рассчитываете на клиентов там или это связано с интересом петербуржцев, которые обращают внимание на регионы?
– Поначалу, когда мы выдвигались в регионы, то в значительной мере были ориентированы на работу в загородном для Петербурга сегменте. До кризиса интерес к загородной недвижимости был очень высок. Причем не только к территориям в ближайшем окружении Петербурга, но и в более отдаленных районах Ленобласти, в Псковской, Новогородской областях. В кризис загородный рынок очень сильно просел и до сих пор так и не восстановился. Трудно предсказать, когда он достигнет уровня 2006-2007 годов. Поэтому мы эффективно вошли в хорошо известный нам по Петербургу квартирный рынок в регионах и чувствуем себя там весьма уверенно.

Кроме того, рост интереса к недвижимости вокруг Петербурга неизбежен, поэтому то, что мы уже закрепились там, очень важно с точки зрения развития компании. Люди будут все больше покупать жилья в пригородах Петербурга для постоянного жительства, значит, границы территорий, которые будут позиционироваться как места для сезонного проживания, будут все больше расширяться.

– Насколько серьезной проблемой в этом смысле вы считаете то, что губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил о намерении ограничить застройку в пригородах Петербурга?
– Рыночные перспективы развития этих территорий, спрос на жилье на них таковы, что я уверен: власти двух субъектов договорятся.
Если принять во внимание, что петербургские власти намерены заморозить стройку в центре города, прекратить выделение новых участков под застройку в спальных районах, то остановка освоения пригородных территорий Ленобласти будет означать просто рыночный коллапс. Это невозможно для такого мегаполиса, как Петербург. Убежден, что власти все понимают и не пойдут на это.

– Вы считаете, что рост на рынке жилой недвижимости продолжится? Не разделяете модную в последнее время точку зрения о том, что все, кто мог купить жилье, уже сделали это?
– Я это мнение слышу все 19 лет, что работаю в недвижимости. Но люди продолжают покупать квартиры и дома. Я не вижу оснований для пессимистических прогнозов относительно рынка недвижимости. Экономическая ситуация в стране стабилизировалась, ипотека активно развивается. Конечно, в этом году не будет такого взрывного роста ипотеки, как в 2011-м, но и апокалиптических предположений на ее счет я бы не строил. Как и для рынка жилья в целом. Ключевое слово сегодня – «стабильность». Что будет, если цена на нефть упадет до $30 за баррель, я говорить не буду. Но при реальных прогнозах, которые делаются сейчас, то есть от $100 за баррель, нет оснований говорить ни об уменьшении цен, ни о существенном уменьшении рыночных оборотов. Но давать точные прогнозы с цифрами – на сколько процентов вырастут или снизятся ипотечные ставки, повысятся цены на жилье – я не готов, это дело неблагодарное.

– Вы говорите о количественных показателях рынка. Но я знаю о ваших инициативах, которые касаются качественных изменений на нем. Что это за движение под названием «Белый стандарт», о котором вы заявили на прошедшем в мае XV, юбилейном, конгрессе Российской гильдии риэлторов?
– Это движение за цивилизованный риэлторский бизнес в России. Я не согласен с мнением, что рынок недвижимости в нашей стране полностью сложился. Нужно признать, что существующая сегодня система защиты прав добросовестного приобретателя недвижимости неидеальна. Во многом регулирование этих процессов – дело государства. В целом считаю стратегически верной законодательную инициативу, которая сейчас рассматривается Государственной Думой, – о том, чтобы все расчеты, которые превышают 600 тыс. руб., проходили в безналичной форме. Однако реализация инициативы, на мой взгляд, требует очень тщательной подготовки, создания современной технической базы.

Но не во всех областях государство может устанавливать четкие правила. Скажем, это относится к стандартам деятельности риэлторов. Вообще, оформление профессии риэлтора далеко от завершения. Вы прекрасно знаете, что если бы все было в порядке, то не существовало бы определения «черный риэлтор». Есть множество людей, которые не работают официально ни в каких компаниях, ведут свою деятельность незаконно, не платят налогов и не несут никакой ответственности за нее и при этом зарабатывают большие деньги.

Я считаю, что сами участники риэлторского сообщества должны изменить это положение. Поэтому я предложил коллегам присоединяться к движению «Белый стандарт». Оно, в частности, предусматривает, что деятельность риэлторов, если она ведется на основе договорных обязательств с риэлторской компанией, должна осуществляться в форме индивидуального предпринимательства. Что это дает? Прозрачность во всех смыслах: и в отношениях между риэлтором и клиентом, риэлтором и компаний, и в отношениях с государством в смысле уплаты налогов. Это гарантирует клиенту, что он имеет дело со специалистом, который работает по четким стандартам, установленным профессиональным сообществом и принятых компанией. Но сами по себе эти стандарты не сформируются – их нужно сформулировать силами риэлторского сообщества. Мы работаем над этим и надеемся, что это поможет рынку стать более цивилизованным.

Текст: Ольга Мягченко