Военные чиновники обвиняют стоящих в очереди на получение жилья претендентов в том, что те чересчур привередливы при выборе квартиры. Военнослужащие, в свою очередь, нелестно отзываются о качестве предлагаемого жилья, да и для самих чиновников находят пару «теплых» слов. В итоге буквально получается революционная ситуация «Верхи не могут, низы не хотят», которая обещает сорвать требование президента РФ обеспечить жильем всех военнослужащих страны до конца 2013 года.

Мы наш, мы новый мир построим
Западное региональное управление жилищного обеспечения Минобороны РФ было создано в мае 2011 года. На тот момент очередь на получение постоянного жилья по договору социального найма составляла 38 тысяч военнослужащих. Сегодня же в ней пребывают чуть менее 17 тысяч человек, вставших на учет до Нового года. Еще 2,5 тысячи прибавились в этом году. То есть за полтора года работы ФГУ «Западрегионжилье» очередь военнослужащих на получение жилья в Западном военном округе сократилась почти вдвое. В частности, с начала нынешнего года в округе заселена 9631 семья.

И, как заявила начальник управления Оксана Плетнева, к концу нынешнего года очередь вообще будет «закрыта». Благо, к шести действовавшим добавляется еще свыше двадцати отделений в различных городах европейской части России (Петрозаводск, Архангельск, Брянск…)

То есть чиновник пообещала, что задача решится раньше назначенного президентом срока. Уточним, что президент РФ Владимир Путин потребовал, чтобы задача обеспечения военных постоянным жильем была полностью решена в 2012-2013 годах.

Напомним: Западный военный округ образован в ходе военной реформы указом президента РФ от 20 сентября 2010 года и включает воинские части, размещенные в административных границах трех федеральных округов (Северо-Западного, Центрального и части Приволжского). В составе войск ЗВО находятся свыше 2,5 тысячи соединений и воинских частей общей численностью более 400 тысяч военнослужащих.

При этом из числа стоящих на сегодня в очереди российских военнослужащих 9,8 тыс. приходится на СЗФО. Около 10% – это уволенные с военной службы офицеры, 45% – продолжающие службу военнослужащие, и 45% – находящиеся за штатом.

По словам Оксаны Плетневой, для военнослужащих к концу года в Шушарах будет введено дополнительно 7,5 тысячи квартир. Кроме этого, как уточнила специалист, в микрорайоне «Осиновая роща» общее число вводимых для получения военнослужащими по договорам социального найма квартир составляет 5515. Здесь заселение по первой очереди домов выполнено на 90% (вселены 3393 семьи), а по второй очереди распределение и заселение только началось. То есть жилья будет достаточно, чтобы обеспечить всех.

Кто был ничем, тот станет всем
По словам главы ФГУ, процесс заключения договоров социального найма жилого помещения предельно отлажен. Военнослужащему достаточно лишь заполнить бланк заявки и не забывать уточнять по мере изменения информацию, требуемую для нахождения в очереди (место службы, семейное положение и т. д.). Ничего сложного, благо, есть возможность направлять документы по электронной почте. Остальное оформление документов, дескать, «Западрегионжилье» берет на себя. Проще говоря, бюрократической волокиты опасаться якобы не стоит.

Более того, благодаря вышедшему в августе прошлого года приказу министра обороны № 1450 военнослужащие получили право брать жилье площадью больше полагающейся по Закону «О статусе военнослужащих». Точнее, участник очереди может претендовать на «территорию» на 9 кв. м. свыше положенных 18 кв. м. Правда, уже за плату. Такое решение позволило упростить подбор для не имеющих семей офицеров.
Впрочем, кроме «одиноких» военнослужащих в ВС есть и офицеры с большими семьями. И для таковых проблема поиска подходящего по нормативам жилья остается актуальной. Жалобы на отсутствие в выделяемом жилье квартир подходящего метража достаточно часты, например, на Форуме правовой взаимопомощи военнослужащих.

Кипит наш разум возмущенный
Правда, дефицит многокомнатных квартир – далеко не главная из звучащих на профильных форумах претензий. Прежде всего, военнослужащие жалуются на качество предлагаемого жилья: «Качество домов – не приведи господи», «Разбитые напрочь подоконники, царапанные стеклопакеты, – более подробно перечисляет недочеты один из новоселов, – какие-то провода из стен, рвущие обои, дырка для вытяжки на кухне явно делалась для того, чтобы туда пролезала собака. Кладка кафеля вызвала истеричный смех…».

Также зачастую в микрорайонах, где выделяется жилье военнослужащим, оставляет желать лучшего инфраструктура. «До ближайшей школы неизвестно как добираться, и она, похоже, одна на довольно внушительную территорию какой-то непонятной барачно-сельско-промышленной зоны. А у нас ребенок в первый класс в этом году идет…».

Жалуются служивые и на бюрократическую путаницу: «Уже на первом этапе сдачи справок начались проблемы. Выписка из приказа им не подходит – формулировка не та. А другую формулировку часть дать не может, поскольку в приказе именно такая. И началось...».

Конечно, Оксана Плетнева серьезность претензий в большинстве не признает. Например, по ее словам, жалобы на некачественную работу строителей носят единичный характер и устраняются, максимум, за две недели. Также она утверждает, что постепенно выстраивается и инфраструктура – строятся садики и школы, начинают курсировать маршрутки.

А бюрократические проволочки обычно связаны с тем, что военнослужащие допустили ошибки при заполнении сопутствующих документов. В частности, по ее словам, с начала года сотрудникам ведомства было откорректировано восемь тысяч документов. И, кстати, было принято триста решений о том, что военнослужащие претендуют на жилье, не имея на это права, в нарушение закона.

Чтоб свергнуть гнет рукой умелой
У «Западрегионжилья» претензий к военнослужащим не меньше. Кроме безответственности при оформлении документов те не проявляют готовности вселяться в первую же предлагаемую квартиру.

В перспективе возможно законодательное ограничение числа просмотров. То есть военнослужащему будет поочередно предлагаться три варианта жилья. Ни одно не понравилось – получай на руки денежную компенсацию и будь добр, освободи место в очереди. Но пока ограничений нет, и по словам Оксаны Плетневой, часть очередников готовы выбирать бесконечно.

Со своей стороны начальник адвокатского отдела «Балтийского дома права» Андрей Козлов заявляет, что юридическая практика по данному вопросу весьма широка. Например, много судебных разбирательств связано с ненадлежащими увольнениями. Поясним: с теми случаями, когда военнослужащих увольняют по «плохим» статьям, чтобы лишить их права на предоставление жилья.

Ежедневно в «Балтийский дома права» совершается три-четыре звонка с жалобами, минимум один военнослужащий приходит на консультацию лично. И у Андрея Козлова сложилось впечатление, что сотрудники ФГУ предпочитают скорее отказывать претендентам, чем помогать. Может быть, потому что зашиваются от обилия заявок, может быть, имеют соответствующую негласную установку Департамента жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны.

И если гром великий грянет
Эти подозрения косвенно подтверждаются другими действиями ДЖО. Например, на прошлой неделе СМИ сообщили, что Минобороны РФ собирается ограничить право военнослужащих запаса на получение постоянного жилья в Москве. Если соответствующий закон будет принят, квартиры смогут получать только те офицеры, которые прослужили в столице не меньше десяти лет, а также коренные москвичи, решившие после службы вернуться в город. При этом, уточнялось в сообщениях, из-за приказа министра обороны о ротации кадров военнослужащие раз в три-пять лет переезжают и, соответственно, не задерживаются на одном месте по десять лет, так что получить квартиры в Москве удастся немногим.

Также можно вспомнить громкий скандал, произошедший в апреле. По сообщениям ряда СМИ, Страсбургский суд обязал Россию выплатить компенсацию в размере почти €331 тыс. по двум коллективным искам, которые подали 50 россиян и два украинских гражданина, отслужившие в российской армии, но так и не дождавшиеся от государства положенного им жилья.

Да и в целом, приходится признать, общий информационный фон вокруг деятельности ДЖО носит негативный характер. По данным Главной военной прокуратуры, за 2011-й и начало 2012 года за допущенные нарушения (прием домов с недоделками, незаконное расходование средств) были привлечены к ответственности более 800 должностных лиц и расследовано более 30 уголовных дел.

Таким образом, военнослужащие ругают качество работы ДЖО, чиновники критикуют военнослужащих, а вышестоящее начальство недовольно и теми, и другими. А ведь иной результат в принципе невозможен, поскольку в основу процесса положено распределение льгот, а не рыночный механизм, как например, в «военной ипотеке».

Вот что получается, когда социализм строится в отдельно взятых Вооруженных Силах.

Фото: Trend

Текст: Игорь Чубаха