С инициативой восстанавливать региональные дороги за счет внебюджетных средств Александр Дрозденко выступил на совещании с участием инвесторов и застройщиков.
Виноваты инвесторы
Областной губернатор пояснил, что в последние годы в регионе появилось много строек, на которых задействована большегрузная техника – машины с нагрузкой на ось более 8-10 тонн, выросла интенсивность движения автотранспорта. В итоге региональные магистрали, построенные еще в основном в 1960- годы и рассчитанные на нагрузку менее 6 тонн, оказались разрушенными из-за реализации крупных строительных и инвестиционных проектов.
«Почти все дороги на момент реализации инвестпроектов соответствовали нормативным требованиям. Сегодня трассы этим требованиям не отвечают. Заказчики крупных объектов строительства на территории Ленинградской области и генеральные подрядчики должны участвовать в содержании участков автомобильных дорог, а по окончании строительства финансировать проведение ремонта этих участков», – подчеркнул губернатор. Также он добавил, что на состояние региональных дорог поступает все больше жалоб от населения.
Глава региона привел в пример Кингисеппский район, в ряд населенных пунктов которого не могут проехать машины скорой помощи и пожарные, на дорогах запрещено движение транспорта, развозящего детей в школу.
«У нас есть населенные пункты, куда уже не ходят даже автобусы. Мы вынуждены ограничить проезд спецтранспорта по некоторым дорогам из соображений безопасности – они так разбиты, что пройти здесь может только трактор или вездеход», – пояснил Александр Дрозденко.
Положительный опыт взаимодействия с инвесторами при ремонте дорог после реализации крупных проектов у области есть. Так, региональные власти заключили соглашение с ОАО «Газпром» о восстановлении участков автомобильных дорог, использовавшихся при строительстве газопровода «Северный поток». По мнению губернатора, аналогичные документы необходимо заключить и с другими компаниями – заказчиками крупных инвестиционных проектов.
Черный список
Глава областного Комитета по дорожному хозяйству Константин Харакозов перечислил основных виновников «разрухи дорог». Это генподрядчики и субподрядчики морского портового комплекса в Усть-Луге, строители новых мощностей Ленинградской атомной станции – ЛАЭС-2 и второй очереди Балтийской трубопроводной системы БТС-2. В черном списке оказалась также РЖД, реализующие проект скоростного движения пассажирских поездов на участках Москва – Санкт-Петербург и Санкт-Петербург – Хельсинки, и реконструирующие железнодорожную линию Мга – Гатчина – Веймарн – Усть-Луга.
Харакозов сообщил, что только по предварительным оценкам, в результате реализации в регионе вышеперечисленных проектов было повреждено 344 км дорог. На их ремонт потребуется 2,5 млрд руб.
«Это почти треть от бюджета дорожного фонда Ленобласти. Власти региона просто не в состоянии выделять такие суммы на восстановление магистралей, которые ежегодно разрушаются из-за строительной деятельности», – заключил он.
Инвесторы с такой оценкой ущерба категорически не согласны. Как заявила и.о. генерального директора УК «Усть-Луга» Светлана Макарова, представителям бизнеса непонятна схема расчета, на основании которой организациям «приписали» те или иные участки поврежденных магистралей.
«Использовать одну и ту же дорогу могут застройщики разных объектов. Как можно в таком случае оценить, кто больше ее разрушил? Прежде чем инвестировать в дорожное строительство, бизнесу необходимо понять, почему он, а не государство, должен финансировать ремонт федеральных трасс. При этом инвесторы перечисляют в бюджет все необходимые выплаты по налогам», – отметила она.
По итогам совещания было принято решение о создании совместной рабочей группы с участием представителей областной администрации и специалистов компаний-инвесторов. До 1 сентября 2012 года ее участникам предстоит сформировать перечень разрушенных магистралей и уточнить объем необходимого финансирования ремонта дорог.
Кроме того, Дрозденко поручил вице-губернатору по финансам Евгению Елину доработать проект областного закона о порядке лицензирования и сбора средств за большегрузные автотранспортные средства. Как пояснил Дрозденко, в качестве альтернативного варианта ремонта дорог за свой счет инвесторы могли бы покупать лицензию на перемещение грузов по областным дорогам для машин с нагрузкой на ось более 8-10 тонн.
Пострадает потребитель
Опрошенные БН застройщики считают, что введение дополнительных затрат для инвестора на ремонт дорог приведет к общему увеличению стоимости реализации проектов, и в итоге жилье будут продавать по более высоким ценам.
«Насколько проект в таком случае может подорожать, можно будет сказать лишь после определения площади поврежденного участка», – говорит директор по связям с общественностью ООО «Управляющая компания “СТАРТ Девелопмент”» Евгения Стрельцова.
По ее мнению, реализовать на практике инициативу властей Ленобласти будет достаточно сложно из-за отсутствия механизма экспертизы повреждения дорог, а также методики определения организации, строительные работы которой привели к разрушению полотна.
Заместитель директора ГК «Пионер» Александр Погодин согласен с тем, что платить за дополнительные расходы инвесторов придется покупателям жилья.
«Инвесторов, стремящихся застроить Ленобласть, не так много. И та нагрузка, которая будет ложиться на инвестора, автоматически будет перекладываться на конечного потребителя», – говорит он. Погодин полагает, что более логичным было бы увеличить налоги на топливо, приобретаемое подрядчиками для большегрузов.
Генеральный директор ИСК «Отделстрой» Марк Окунь не исключает, что цены на жилье могут серьезно вырасти. «Проблема властей Ленинградской области заключается не в нехватке средств на содержание дорог, а в том, что дороги некачественно ремонтируют. Не думаю, что реализация инициативы приведет к улучшению ситуации, наоборот, пострадают обычные граждане. Любое увеличение себестоимости проекта ведет к росту цен. В случае если речь пойдет о региональных магистралях, затраты для инвесторов вырастут в разы. Сейчас многие девелоперы сами строят квартальные дороги, но ремонтировать региональные за свой счет большинство вряд ли будет готово», – подчеркивает Марк Окунь.
Генеральный директор Группы компаний «ЦДС» Михаил Медведев считает, что разрушенные дороги надо восстанавливать, в том числе и с помощью компаний, которые их активно эксплуатируют. «Такие требования вполне справедливы, однако тогда инвестор должен четко понимать, на что пошли предоставленные им деньги. Необходим понятный и прозрачный механизм контроля за расходами Дорожного фонда», – полагает он.
Пока что примеров добровольной социальной ответственности бизнеса довольно мало.
Почти исключение – комплекс «Новый Оккервиль» в Кудрово (Всеволожский район). Там застройщик проложил 12 км дорог, затратив на это 2,7 млрд руб. До этого с 2008 года (начало реализации проекта) областные власти не могли найти на нее средств. Комплекс возводится на земельном участке площадью 50 га и является проектом комплексного освоения территории. До 2016 года здесь должно быть построено 850 тыс. кв. м жилой недвижимости.
Однако большинство застройщиков в Ленобласти строить большие участки дорог за свой счет не рискуют. Поэтому не исключено, что многие откажутся от реализации проектов в области, если условия по ремонту трасс будут для них кабальными.
Ранее власти региона уже объявляли о намерениях переложить на инвесторов затраты по созданию социальной и инженерной инфраструктуры.
Справка БН
В 2012 году в Ленинградской области должно быть возведено 1,136 млн кв. м жилья, в 2013-м – 1,204 млн, в 2014-м – 1,385 млн, в 2015-м – 1,650 млн кв. м. В 2012 году на развитие и ремонт дорожной сети областные власти направят 7,8 млрд руб., в 2013-м – 10 млрд.