Территория округа «Морской» ограничена улицами Беринга, Нахимова, Прибалтийской площадью, Морской и Новосмоленской набережными. Округ был образован в 1998 году.
Еще в XVIII – XIX веках эту местность облюбовали промышленники, построившие здесь крупные заводы. До середины XX столетия активной жилой застройки здесь не вели.
Торговый дефицит
Сегодня «Морской» округ выделяется на фоне пестрой архитектурной картины Васильевского острова однородностью застройки. Почти все здания возведены в 1970 — 1980-е годы. Именно тогда городские власти начали комплексно благоустраивать район Морской и Новосмоленской набережных и дали им названия. Правда, дорога вдоль реки Смоленки до 1982 года именовалась Октябрьским проспектом. А сама река (свое нынешнее название она получила в конце 1860-х) успела побывать Мякушей, Черной и Глухой. Причем сначала речка впадала не в залив, а в Малую Неву около острова Вольный. К 1970 году ее русло было изменено.
Ленинградские власти собирались построить на Смоленке монумент в честь Великой Октябрьской революции. Но руки до этого так и не дошли, и вместо монумента открылась двухъярусная набережная.
Перпендикулярная ей Морская набережная вдоль Финского залива оформилась в 1972 году, когда и появилось ее название.
В советские годы квартиры здесь давали преимущественно госслужащим, сейчас район набережных заселен людьми со средним достатком.
В целом эта территория благоприятна для проживания. На 43 жилых дома округа, в которых обитает примерно 35 тыс. человек, приходится три школы, восемь детских садов, школа бокса Николая Валуева, подростково-молодежные центры, клубы для занятий виндсерфингом, альпинизмом, шахматами. В планах города строительство к 2014 году еще двух детсадов. К 2015 году на территории округа «Морской» возведут электроподстанцию «Намыв-1», а к 2025-му – «Намыв-2». До 2015 года будет реконструирована и расширена ТЭЦ-7, построена новая парогазовая ТЭЦ.
А вот крупных торговых комплексов в округе, как и на всем Васильевском острове, не хватает – их здесь попросту негде размещать. Правда, не так давно островитяне получили гипермаркет «Лента» и ТК «Шкиперский молл», действует несколько небольших объектов – вроде комплекса около метро «Приморская». Но этого, конечно, маловато. Население отоваривается в небольших супермаркетах или ездит в соседние районы, преодолевая приличные пробки. В самом «Морском» напряженность на дорогах чувствуется лишь в часы пик. А вот в целом на Васильевском с дорогами беда. Особенно летом, когда идет сезонный ремонт. Жители надеются, что полегчает после запуска на полную мощность Западного скоростного диаметра (ЗСД) в 2015 году. ЗСД пройдет в том числе и по границе округа, обеспечив местным жителям связь как с южными, так и с северными районами Петербурга.
Бегут с «кораблей»
Хотя особых архитектурных изысков в застройке «Морского» не найти, но есть несколько мест, на которые стоит обратить внимание. Например, на четыре высотки на Новосмоленской набережной. Эти 22-этажные монолитные дома построили в середине 1980-х по образцу зданий, возведенных десятью годами ранее по проекту архитектора Сперанского на площади Победы в Московском районе. В отличие от них василеостровские дома спроектировали на необычных опорах – центральном столбе и нескольких бетонных «ногах», за что они и получили в народе прозвище «избушки на курьих ножках».
Рядом с «избушками» в те же годы вдоль левого берега Смоленки вытянулись девятиэтажки, в верхних этажах которых были предусмотрены просторные помещения с огромными окнами – эти квартиры проектировались как мастерские художников.
Сейчас все эти дома, как и остальная уныло-серая застройка округа, производят удручающее впечатление: облицовка обвалилась, дома давно требуют ремонта, и квартиры здесь не считаются престижными.
Кроме того, из-за сильных ветров, которые приносят влажность с залива, во многих домах, выходящих к морю, сыро и холодно, особенно в панельных «кораблях» и домах 137-й серии, которые преобладают на Наличной улице и улице Кораблестроителей. Такие квартиры не исчезают из листингов продаж – местные жители не прочь избавиться от них. Но желающих их купить мало. Поэтому здесь очень много квартир, которые сдаются в аренду.
По данным центра аналитики ГК «Бюллетень Недвижимости», цены на однокомнатное жилье (30-35 «квадратов» в кирпичной или панельной брежневке) здесь начинаются от 3,2 млн руб., 45-55-метровую «двушку» можно приобрести за 4,5-5,5 млн, трехкомнатные квартиры по 60-80 кв. м выставляются за 5,5-8 млн.
Те, кому повезло продать неуютное жилье, как правило стараются сменить его на более комфортное в том же районе. Например, в новых кварталах по другую сторону Смоленки, в соседнем муниципалитете «Остров Декабристов», где в последние годы ведется активное новое строительство. Так, вдоль улицы Кораблестроителей и Морской набережной на правом берегу Смоленки расположились два комплекса от «ЛенСпецСМУ» – «Морской каскад» и «Морской фасад», рассчитанные на несколько тысяч квартир. Сейчас в разных частях Васильевского идет строительство нескольких объектов от компаний «Лемминкяйнен», «ЮИТ», «ЛенСпецСМУ», Hansa Group и других.
Нацелены на намыв
В «Морском» же в постсоветские годы почти ничего не построили. Исключение – небольшой элитный «островок» на углу улиц Кораблестроителей и Нахимова. Шесть корпусов разной этажности выросли здесь к 2008 году по заказу Горного института. Комплекс стал архитектурным украшением однотипных кварталов округа «Морской».
Его можно назвать местной достопримечательностью, как и расположенную напротив гостиницу «Прибалтийская». Ее в конце 1970-х построила шведская фирма Skanska. В 2006-м рядом с отелем со стороны Морской набережной открылся центр водных развлечений «Вотервиль», а на Прибалтийской площади поставили памятник Петру I работы Зураба Церетели. Учитывая монументальный размах этого художника, статую Петра высотой всего 5,6 метра можно назвать миниатюрой.
Еще одна достопримечательность – мемориал крейсеру «Киров», он в 1940-е годы был сильнейшим в стране в своем классе.
Сегодня пушки мемориального «Кирова» нацелены прямо на намыв, который строится в западной части Васильевского острова. В общей сложности здесь должно быть создано около 466 га новых земель. Уже готово примерно 180 га. На части из них расположился пассажирский порт «Морской фасад». На небольшом участке намыва, примыкающем к округу «Морской», уже строит новый дом «Лидер Групп». В IV квартале 2014 года компания планирует сдать комплекс «Капитан Немо» площадью 52 тыс. кв. м (на 600 квартир). В комплексе запроектированы также детский сад, школа и паркинг. Всего на участке 8,5 га «Лидер Групп» собирается построить 160 тыс. кв. м жилья.
О своих планах на намыв заявила «Ренова-Стройгруп» – в общей сложности она намерена построить на новой земле около 1 млн кв. м недвижимости. Строительство первой очереди – 170 тыс. жилых «квадратов» начнется уже в этом году. Причем компания уже подписала соглашение со Смольным о совместной работе по созданию инфраструктуры для будущего микрорайона.
Турецкая Renaissance Construction хочет на 40 га намывных земель возвести жилой комплекс с торговой и офисной функциями на 700 тыс. кв. м. Из них 480 тыс. – жилье (4 тыс. квартир), остальное офисы, торговля и социальные объекты. Строительство начнется уже в этом году и завершится к 2018-му.
Всего на «Морском фасаде» должно появиться около 4 млн «квадратов» недвижимости, из которых половина – жилая.
Город и застройщики обещают, что параллельно будет создаваться вся необходимая инфраструктура: дороги, детские сады, школы, больницы, метро. Однако эти обещания по срокам не всегда совпадают с планами застройщиков по вводу жилья. Например, «Капитан Немо» примет новоселов уже через два года, а метро на территорию намыва должны провести лишь к 2020-му.
Не первый год идут разговоры о том, что часть наземного трафика летом мог бы взять на себя речной транспорт. Но запустить регулярные рейсы речных трамваев от «Морского фасада», как планировалось при начале его строительства, пока так и не удалось.
Ну а вертолетное сообщение и обещанные две посадочные площадки в северной и южной частях намывных территорий и вовсе выглядят фантастично.