Муниципальное образование на юго-востоке Приморского района до сих пор не имеет названия, только номер – 65. Хотя его вполне можно было бы именовать «Старой Деревней», то есть «наследственным» именем, по историческому топониму. Недаром так называется расположенная на территории округа станция метро.

Поднятая целина
Безымянность округа – факт, конечно, непростительный, но местные власти отчасти извиняет то, что это одна из самых молодых территорий самого молодого района Петербурга. Кстати, органы самоуправления соседних муниципальных образований не поленились присвоить им яркие говорящие названия: «Черная речка», «Комендантский аэродром», «Озеро Долгое» и так далее.

Основные транспортные артерии округа: Приморский проспект, ул. Савушкина, ул. Оптиков, Богатырский проспект. Все это относительно недавно проложенные трассы. Впрочем, дороги существовали здесь издавна.

Так, Приморский проспект, идущий вдоль берега Финского залива, – это часть старой «дороги из Сестербека» (Сестрорецк), а Богатырский проспект частично совпадает с дорогой на бывший Комендантский аэродром, территория которого в 1970-е годы стала зоной массового жилищного строительства. Именно поэтому некоторые улицы, пересекающие Богатырский, имеют «авиационные» названия. Есть такая улица и в округе № 65 – Планерная.

Однако 65-й расположен западнее бывшего аэродрома, и советское массовое строительство коснулось его в меньшей мере. Здесь в небольшом количестве присутствуют лишь дома поздней советской застройки – 137-я серия, лучший образец серийного панельного домостроения, достаточно комфортные и качественные здания.

Шальные девяностые
Вся остальная застройка муниципального образования – современное жилье. Широкое освоение южной части округа в его современных границах (см. карту) началось в 90-е годы, а на север строители двинулись позднее, уже в текущем столетии. По сути, около десятка кварталов этой части округа и сегодня представляют собой одну огромную стройку – какие-то дома уже заселены, какие-то подводятся под крышу, к другим еще не приступали.

В 1990-е годы южная часть округа считалась престижным местом для жизни. Такого количества современного качественного жилья не было больше нигде. Стоили квартиры в «несерийных» новостройках недешево. Сюда переезжали люди достаточно состоятельные, благодаря чему формировалось однородное социальное окружение. Жилая застройка обрастала и соответствующего уровня коммерческой инфраструктурой. Именно здесь, на улице Савушкина, открылся первый в городе иностранный супермаркет «Супер СИВА». Сейчас этим не удивишь, а тогда петербуржцы со всех концов города приезжали затовариваться импортными продуктами. Там же, на Савушкина, их ждали «импортные» кафе и рестораны.

Эта фешенебельность впоследствии стала причиной того, что сегодня значение юго-западной части Приморского района как престижного, комфортного места для жизни в некоторой степени переоценено.

Дураки и дороги
Пятнадцать-двадцать лет назад на общем фоне округ именно таким и представлялся – дорогим, модным, престижным. Темпы строительства здесь не падали, строятся новые жилые здания и сейчас. Причем практически все жилье – дома от двенадцати этажей и выше. В итоге плотность населения за короткий отрезок времени резко выросла. А в 90-е годы о строительстве детсадов, школ, медицинских учреждений думали в последнюю очередь. Теперь получить место в детсаде на территории округа чрезвычайно сложно.

Это следствие первой из российских бед. Сказалась и вторая – транспортная инфраструктура в ее сегодняшнем состоянии совершенно не справляется с возрастающей нагрузкой.

Приехать домой из центра жителям как 65-го, так и всех соседних округов района, кроме округа «Черная речка», раньше восьми вечера не получится. Между 16:00 и 20:00 движение на Приморском шоссе, улице Савушкина и Торфяной дороге практически останавливается. Те же проблемы и по утрам, даже хуже.

Например, тем, кто движется в центр с той части Савушкина, что находится за участком строительства трассы Западного скоростного диаметра (ЗСД), приходится ездить через парковку магазина «О Кей», огибая пробоины в асфальте глубиною с полколеса. Надо отдать должное руководству этого магазина – ворчат, но проезд не перекрывают.

Жители Богатырского проспекта и смежных с ним улиц легко могут доехать до работы либо к восьми утра, либо уже к одиннадцати. Если же рабочий день на предприятии начинается в девять или десять, то придется либо не досыпать и проводить на работе больше положенного срока, либо очень сильно опаздывать. Поэтому многие жители Приморского вынуждены платить за перехватывающие парковки. На своем автомобиле доезжают до станции «Старая Деревня», там его оставляют и садятся в метро. Оставить автомобиль на «перехвате» стоит 60 рублей в независимости от того, когда заберешь. Главное забрать не позднее 23:00. Иначе вступает в силу суточный тариф – 130 рублей. Также есть дневной тариф 110 рублей, зато водитель получает две поездки на метро. Месячный абонемент стоит три тысячи рублей.

Разумеется, не все хотят платить. Да и не поместились бы на перехватывающих парковках все желающие. Поэтому на парковках возле гипермаркетов, которых здесь много, посетителям, пребывшим на шопинг, бывает очень непросто поставить машину: места заняты жителями района.

Молодо-зелено
Казалось бы, неудовлетворительное состояние социальной и транспортной инфраструктуры – слишком весомый недостаток для того, чтобы люди очень сильно хотели жить в Старой Деревне. Ведь теперь качественные и красивые дома строятся едва ли не всюду, в том числе и там, где нет таких проблем с транспортом и «социалкой». Однако спрос на жилье в этом микрорайоне достаточно высок.

Привлекательность Старой Деревни объясняется, как это ни странно звучит, ее молодостью. У округа самые радужные перспективы развития. Проблемы с транспортной доступностью постепенно решаются. В частности, в конце мая было пущено движение по новому Приморскому путепроводу. Он соединяет Приморское шоссе с Приморским проспектом и обеспечивает непрерывное движение автомобилистов в бессветофорном режиме.

Еще легче станет выезд из района, когда откроется движение на строящемся здесь участке ЗСД. Вероятнее всего, это должно случиться ко Дню города в следующем году. Тогда же, надо надеяться, починят дорожное покрытие улицы Савушкина.

Будет решаться и проблема дефицита объектов социальной сферы, хотя вряд ли так быстро, как строительство дорог. Все-таки, ЗСД – приоритетный проект, реализуемый под неусыпным контролем федеральной власти, а детские садики – вечная непосильная нагрузка на 

местный бюджет. Но, по крайней мере, о них теперь думают не только власти, но и застройщики. Так, например, «Эталон-ЛенСпецСМУ» в подходящем к завершению проекте комплексной застройки «Юбилейный квартал» за собственные средства разрабатывает проекты и подготавливает площадки для детсадов.

Дешевого жилья в 65-м практически нет, как и нет откровенно некачественного. Самые недорогие квартиры Старой Деревни – в панельных домах 137-й серии. Однокомнатная в таком доме в среднем стоит около 3,2 млн руб. «Двушка» – 4,3 млн рублей, трехкомнатная – 4,9 млн.
Большая часть жилого фонда округа– кирпично-монолитные здания постройки конца прошедшего – начала нашего века. Однокомнатная квартира в таких домах обойдется примерно в 3,7 млн руб. «Двушка» – 5,1 млн, «трешка» – 6,2 млн руб.

Таким образом, цены несколько ниже, чем на сравнимых по качеству и возрасту жилого фонда территориях Петербурга, например на острове Декабристов, но выше более отдаленных от центра спальных районов.

Текст: Вячеслав Березниченко