Замечательные характеристики такого строительного материала как древесина подробно расписаны в буклетах строительных компаний: дерево – и природный кондиционер, обеспечивающий исключительно комфортную жилую среду, и посредник между человеком и природой… Особая категория мифов – сказки зимнего леса, с которыми мы разбирались в одной из предыдущих публикаций, и всевозможные секреты плотницкого мастерства, передаваемые из поколения в поколение. Доля правды во всем этом, конечно, есть, но рекламы все-таки больше. И если потенциальный домовладелец безоговорочно поверил легендам, он может обречь себя на разочарование: проблем у деревянного дома не меньше, чем красивых мифов. Ведь в основе тех же памятников деревянного зодчества северной Руси – не только народные секреты, но и многолетняя отработка технологий, изучение свойств материалов и точные инженерные расчеты (все-таки в монастырях встречались весьма образованные люди). У нынешнего поколения проектировщиков, строителей и деревообработчиков тоже есть секреты. Но не те, что передаются от отца к сыну, а те, что пять лет изучают в вузах, а потом постигают на практике, в том числе и на собственных ошибках.

Деревянный, дачный, доступный
Сруб из грубо отесанных бревен, пахнущий сосновой свежестью, по-прежнему можно приобрести на любой загородной стройбазе. Его привезут и соберут на участке заказчика за сходную плату. Пятистенок шесть на шесть метров со стропилами и выносом под веранду сегодня обойдется немногим больше ста тысяч рублей. Даже приличного качества «каркасник» выйдет заметно дороже. Дальше начинаются нюансы.

Во-первых, кажущуюся выгоду порядком подъедят внешние и внутренние строительные и отделочные работы. Ведь тем, кто уже начал строительство, доподлинно известно, что стены – лишь малая часть строительного бюджета. Он складывается еще из окон, дверей, материалов для перегородок и обшивки, инженерных систем, электроустановочных изделий и прочих мелочей в огромном количестве. Бревенчатые стены требуют более качественной фурнитуры: вам ведь наверняка не захочется «украсить» такие фасады белыми металлопластиковыми рамами, а интерьеры – демократичным ламинатом «под дерево».

Во-вторых, стандартная «транспортная» длина отечественного пиловочника – шесть метров. Но классический дачный вариант «шесть на шесть» плюс трехметровый вынос – это по сегодняшним меркам маленький дом. Если речь идет о проекте чуть более сложном, предусматривающем размеры, не кратные трем, кровли сложных конфигураций, эркеры и непрямые углы, выгода и вовсе рассеивается, как дым. Рубленый дом потребует высокой квалификации как от проектировщиков, так и от работников на стройплощадке. А за это придется платить по высокому тарифу.

В-третьих, пока ваш сруб потрескивает и оседает с незашитыми оконными проемами, соседи уже давно завершили отделку каркасной дачи и живут в ней припеваючи. Активная усадка сруба из «живого» леса продолжается около двух лет и составляет в среднем 5%. Это много: при стандартной высоте в два с половиной метра вы можете потерять целых двенадцать сантиметров. Но проблема еще и в том, что усадка эта неравномерна, не поддается прогнозированию и математическим расчетам. Она зависит от малозначительных факторов, но их великое множество: место произрастания дерева и время его вырубки (даже в разное время суток влажность древесины может существенно отличаться), качество обработки материалов, профиль выборки бревна (то есть, по сути, «почерк» плотника), расположение дома по сторонам света, преобладающие направления ветра... Нет, фен-шуй здесь совершенно не при деле: просто южный фасад может жариться солнцем, а северный – постоянно находится в тени, в условиях повышенной влажности.

В течение первых трех лет бревенчатые стены нужно несколько раз конопатить. Стало быть, в течение этого периода обшивать их нежелательно: ни снаружи, ни изнутри. Но и через два года процесс усадки может оказаться далеким от завершения: то один угол «подраскрылся», то другой повело. При неправильном или поспешном монтаже окон, дверей и перегородок, бревна могут «подвиснуть» или раздавить их. К тому же если стены «гуляют», то и крыша не стоит на месте, здесь тоже могут расходиться швы и стыки. Вот и получается, что соседские дома уже давно сверкают всеми цветами и фактурами из каталогов кровельных материалов, а вашей избушке приходится отстаиваться под временной кровлей из рубероида.

Наконец, что бы ни говорили о замечательных теплофизических свойствах рубленых домов, из-за вышеназванной особенности, подвижности стен, тепло они держат заметно хуже тех же каркасников. Во всяком случае, технологии энергопассивного домостроения и дом ручной рубки – вещи плохо совместимые. Более того, с точки зрения современных европейских требований к энерго- и ресурсосбережению, бревенчатая изба, да еще и с печным отоплением – на грани преступной халатности! И если вы привезете в Финляндию сруб с нашей стройбазы, то без дополнительного утепления такой дом ни за что не примут в эксплуатацию.

В Петербурге есть несколько безусловно уважаемых строительных организаций, специализирующихся как на промышленном производстве деревянных домов, так и на ручной рубке. Они имеют многолетнюю историю и даже отправляют продукцию на экспорт, но занимаются далеко не самыми демократичными частными домами, а также объектами коммерческой эксплуатации: ресторанами и объектами для туризма. В более массовом сегменте этого рынка количество фирм-однодневок и «перелетных бригад», не готовых ответить за результаты своей работы, превышает все разумные пределы. Между тем деревянный дом ручной рубки требует, чтобы строители не только сдали его клиенту, но и как минимум два-три года внимательно наблюдали за ним: древесина порой ведет себя непредсказуемо.

Незаменимый второй дом
Так что же, рубленый дом – это уже позавчерашний день? Ничуть. Правда, при строительстве демократичного коттежда для постоянного проживания, действительно есть смысл рассмотреть менее зависимые от человеческого фактора технологии. Дом ручной рубки – это прежде всего баня, гостевой домик либо дача в заповедном уголке, в глухой старинной деревеньке, где просто не принято строить по-другому. Это незаменимый второй дом, в котором отдыхают душой и телом. Для этого его обычно и строят. И такой коттедж – работа эксклюзивная и недешевая. Он обойдется дороже строения из калиброванного бревна, но все-таки немного дешевле такого же дома из клееного бруса.

Но современный дом ручной рубки просто обязан быть настоящим произведением искусства – пусть и небольшим, но обязательно эффектным. Архитектурная стилистика может быть разной: от альпийского шале с массивным каменным цоколем и широкими свесами кровли до воздушного северного модерна или брутальных строений с рядами миниатюрных окошек – как на Русском Севере.
Словосочетание «ручная работа» означает вовсе не стук топоров, визг двуручной пилы и вологодский говорок плотников на площадке (без электро- и бензоинструментов в современном строительстве не обойтись), а тщательную ручную обработку и подгонку всех деревянных элементов сруба в соответствии с проектными спецификациями и планами.

Чаще всего в таком строительстве используется ель и сосна, которая, впрочем, бывает разной. Самый демократичный и ходовой материал для строительства бревенчатого дома или дачи в наших краях – сосна, произрастающая в Псковской, Новгородской и Ленинградской областях. На севере, на широте Архангельска или Лапландии, сосна растет медленно, имеет плотную древесину с большим количеством смолы, и она меньше, нежели наша, поражается грибками и насекомыми. Сухостойная сосна, эксклюзивный материал, используемый исключительно в ручной рубке, поступает в наши края преимущественно с Кольского полуострова. Занесенный в Красную книгу сибирский кедр, точнее кедровая сосна, – тоже материал, который относится к разряду «элитных»: его дозволяется заготавливать штучно, во время санитарных вырубок леса. Лучший материал для строительства бани – осина. Небольшой сруб из массивных осиновых бревен обойдется не дороже обычного, соснового.

О вкусах в приличном обществе спорить не принято: один предпочтет функциональный и практичный шкаф-купе, другой – старинный комод с резьбой. Представителей узкого круга поклонников деревянного зодчества не отпугивают ни усадки с перекосами, ни трещины в которые порой легко входит рука (они в данном случае неизбежны). «Часто потенциальный заказчик загорается идеей построить коттедж ручной рубки, посидев в эффектном интерьере деревянного ресторана или от души отдохнув в стилизованном охотничьем домике в глуши, – рассказывает руководитель строительной компании, специализирующейся на домах ручной рубки, – но это далеко не всегда наш клиент. Мы пытаемся переубедить его в пользу других решений, например, клееного бруса. Если заказчик не узнал всех деталей и тонкостей строительства, а также потребительских свойств рубленого дома, его разочарование, а значит и претензии к строителям, будут неизбежными. Сегодня есть только один аргумент в пользу ручной рубки: очень нравится».

Текст: Филипп Урбан