В границы муниципального образования «Округ Петровский» входят несколько кварталов в центре Петроградского острова между Большим и Чкаловским проспектами от улицы Ленина до Ждановской набережной и его западная часть между Пионерской улицей и Ждановской. А также вся территория соседнего острова Петровский.
На территории округа расположена станция метро «Чкаловская», а в непосредственной близости – станция «Спортивная».
Старорежимный район
В ХVIII-XIX веках эта территория, как и земли соседних муниципальных образований «Чкаловское» и «Аптекарский остров», в основном использовались петербуржцами под дачи. В городскую местность она начала превращаться в начале ХХ века, когда Петроградскую сторону соединил с Центральным районом Троицкий мост и был пущен первый трамвай.
После этого Петроградская сторона осваивалась очень быстро. Большая часть жилых, общественных и производственных зданий относится к старому фонду. Это самый поздний массив дореволюционной застройки города.
Если дачниками Петроградской стороны были чиновники высших органов власти, состоятельные купцы и аристократы, то, когда территория превратилась в городской район, ее социальный статус понизился. Территория заселялась семьями военнослужащих расквартированных там же полков, разночинцами, рабочими местных фабрик. Словом, людьми среднего класса и ниже. В округе сохранились соответствующие названия улиц: Большая и Малая Разночинные, Барочная, Рыбацкая улицы и так далее. Кстати, расположенные там же Большая, Малая и Глухая Зеленина, вопреки расхожему мнению, никак не связаны с зеленью. Изначально это Зелейные – от слова «зелей», что значило «порох».
Разумеется, жилье на островах Петроградской стороны было и до начала их тотальной урбанизации, ведь пушкари, зелейщики, рыбаки где-то жили. Но все то, что мы видим сейчас, довольно «молодая» застройка в сравнении с Васильевским островом и Центральным районом. Поэтому и архитектурный облик Петроградки заметно отличается от старых районов. В частности, именно здесь происходило становление петербургского модерна.
Дома округа выделяет не только стиль, но и одно технологическое преимущество – на рубеже XIX-ХХ веков в строительстве уже использовались металлические межэтажные перекрытия, обеспечивающие дому большой запас прочности.
Таинственный остров
Основные магистрали муниципального образования «Округ Петровский»: Большой и Малый проспекты, Чкаловский проспект, Ждановская улица и проспект Добролюбова. С Василевским островом округ соединен Тучковым и Биржевым мостами, выезд в Центральный район – по Биржевому мосту через Стрелку Василевского острова на Дворцовый мост. Все это старые мосты и магистрали, так что проблема транспортной доступности решена давно. Однако планировка района создавалась в те времена, когда автомобиль был роскошью. Теперь плотность транспортного потока здесь настолько велика, что в часы пик его средняя скорость нередко падает до 7 км в час, что близко к скорости пешехода.
Огромное количество машин объясняется не только большим количеством населения района, но и высокой деловой активностью в этой части Петроградки. Прежде всего, это касается Большого проспекта, который по количеству магазинов, офисов является едва ли не лидером в Петербурге. На самом проспекте и пересекающих его улицах давно расселены и переведены в нежилой фонд все первые этажи.
Более того, привлекательность этого места для бизнеса такова, что от первых этажей, чем никого не удивишь, расселения пошли и выше. Некоторые дома сегодня расселены полностью. Если дом по той или иной причине признается аварийным, то сразу же находится инвестор, готовый реконструировать его под офисную или торговую недвижимость.
Типичный пример – здание на Большой Разночинной, 6, где несколько лет назад случился сильный пожар. Повреждения здания были признаны критическими, его расселили, и вскоре появился проект компании «Новоград», намеревавшейся построить на этом месте бизнес-центр. Но проект грозит исчезновением единственной зеленой площадки в квартале, небольшого сквера, поэтому вызвал протесты местных жителей. Точка в истории еще не поставлена.
Всю жизнь за «Зенит»
Дефицит зеленых насаждений – типичная картина для центральной части Петроградки с ее дворами-колодцами. По СНиПам (санитарные нормы и правила) площадь озеленения жилого квартала должна составлять не менее 6 кв. м на человека, а среди буквально сросшихся друг с другом зданий округа она иногда составляет менее 1 кв. м.
Впрочем, в составе округа есть участок, где вопрос обеспечения зеленью не стоит. Это остров Петровский.
В сознании петербуржцев и гостей города это название, прежде всего, связано с одноименным стадионом, на котором играет футбольный клуб «Зенит». Соседство с домашней ареной любимого клуба не сильно радует большинство жителей домов округа. Дело в том, что ближе к концу каждого матча вход в станцию метро «Спортивная» закрывают, и все двадцать тысяч болельщиков в приподнятом настроении маршируют по улицам. И далеко не все они ведут себя, как подобает жителям культурной столицы.
О том, что находится дальше на острове, за стадионом, знают немногие – здесь не пролегают туристические маршруты и отсутствует коммерческая инфраструктура. Значительную часть острова занимают промышленные предприятия, но из разряда «нешумных». Остальное – зеленые скверы. Здесь обеспечение зелеными насаждениями, наоборот, намного выше нормативного, потому что людей на Петровском живет немного. Жилых домов всего около дюжины, это старый фонд и часть – современное элитное жилье.
Предложения продажи квартир в домах, спрятавшихся в глубине острова, очень редко попадают в листинги. Жилье Петровского меняет хозяев тихо, без лишней огласки. Точно так же как на Каменном острове, расположенном в том же административном районе.
По данным отдела аналитики ГК «БН», средняя стоимость квадратного метра по округу составляет 95 тыс. руб. в домах старого фонда и 140-150 тыс. – в современном элитном жилье.
Однокомнатная квартира в доме старого фонда в округе «Петровский» в среднем стоит около 6 млн руб., но таковых очень мало – в планировках домов тех лет однокомнатные квартиры как правило не предусматривались. «Двушка» стоит около 8,3 млн руб., трехкомнатная – около 9 млн.
Новостроек эконом-класса здесь попросту нет. Поэтому приходится выбирать: или довольно дорогой старый фонд, или безумно дорогая современная «элитка».
Впрочем, у человека, желающего жить на Петроградке, есть еще один вариант – расселение коммунальной квартиры. Но следует иметь в виду, что легко расселяемых коммуналок здесь вряд ли осталось много.