О необходимости как можно быстрее начать работу над новым Генпланом, который будет определять все аспекты застройки Петербурга на 10 (а может, и на 20) лет вперед с удвоенной силой заговорили нынешней весной. Сигналом стала патовая ситуация на строительном рынке города, когда проекты планировки территорий (ППТ) не утверждались по нескольку месяцев, а застройщики уже начали говорить, что вскоре новые проекты на рынке можно будет пересчитать по пальцам.
И хотя ситуация с ППТ уже в мае начала меняться к лучшему, разговоров о том, что перемены назрели, меньше не стало. Ведь свободной земли под застройку в Петербурге почти не осталось. Зато резервы в виде нерационально используемых территорий, пригодных под новое строительство, все еще весьма велики. Прежде всего – в промышленном поясе вокруг центра города. Вот только действующие в городе законы и правила запрещают использовать ее «не по назначению».
На десятилетия вперед
В Государственном архитектурно-строительном университете будущий Генплан Петербурга обсуждали чиновники вместе с учеными. Причем обсуждали не поправки в действующий Генплан (а их, как известно, предложено уже более тысячи). «Вносить поправки в действующий Генплан совершенно бессмысленно и даже вредно. Ведь по существующему порядку город создает комиссию, поправки комментируют специалисты НИИ Генплана, а потом за них голосуют члены комиссии. И никакой мотивировочной части, зачем это нужно и кому! Да и где смысл менять документ, которому жить осталось три года? Нам нужен новый Генплан на 10, а еще лучше – на 20 лет», – эмоционально заявил заместитель генерального директора по градостроительной деятельности Института территориального развития Владимир Аврутин.
Правда, глава КГА Юлия Киселева сообщила, что комиссия все равно будет создана, причем в самое ближайшее время – соответствующее постановление уже находится на подписи у губернатора. «Я могу гарантировать открытую дискуссию по поводу всех возможных поправок. Но, с другой стороны, могу заверить, что ничего в хаотичном порядке в городе строиться не будет. Я знаю, что застройщиков многое не устраивает, но у них свои интересы. А правила есть правила», – подчеркнула чиновник.
Председатель КЭРППиТа Евгений Елин, в свою очередь, рассказал о своем видении будущего развития города. Прежде всего, будет сохранена введенная в конце прошлого года практика утверждения только тех проектов комплексного освоения территорий, где объекты социальной инфраструктуры возводит сам застройщик и за собственный счет. Ведь существующие обязательства Смольного по строительству школ, детсадов и инженерии уже потянули на 580 млрд руб.(!). А ведь в Комитете изучили только 22% документации по всем заявленным проектам КОТ.
По словам Елина, теперь, когда перед городом встанет дилемма, отдавать свободную территорию под застройку или же разбивать на ней парк, чиновники всегда предпочтут парк, особенно если в микрорайоне существует дефицит зеленых насаждений.
«Следует избегать создания чисто спальных районов, так же как и чисто промышленных зон. Их нужно перемешивать. И особенно важно дать понять горожанам, что если они хотят жить в центре, то им придется редко пользоваться автомобилем, а лучше совсем не пользоваться. С машиной лучше жить на периферии. И никак иначе», – безапелляционно заявил глава КЭРППиТа.
Впрочем, вице-президент «Союзпетростроя» Лев Каплан к превращению Петербурга в город-сад относится довольно скептически. «Я-то сам – за парк вместо жилья, к примеру, на месте ГИПХа. Вот только боюсь: придет новый губернатор и концепция опять поменяется. Пока получается какая-то вкусовщина», – констатировал он.
Долой промзоны!
Превращать центр города в музей под открытым небом, лишив его жилой функции, власти не намерены. Но регулировать застройку обязательно будут, перемешивая жилую и общественно-деловую функции. В то же время строить новые здания и реконструировать старый фонд в историческом центре крайне сложно из-за всевозможных ограничений, часть из которых эксперты предлагают убрать.
«Не нужно в центре функциональное зонирование. Весь исторический центр нужно определить как единую жилую и общественно-деловую зону. Есть ведь и масса других способов регулировать застройку. Например, дорогая парковка и ограничения по глубине подземного строительства сами по себе заставят новые проекты бизнес-центров переехать на периферию», – считает Владимир Аврутин.
А вот за пределами центральной части Петербурга основной задачей властей должна стать ликвидация промышленного «серого пояса». По данным Института территориального развития, в Петербурге до сих пор около четверти территории занимают производственные корпуса (причем многие предприятия сдают часть помещений в аренду). В Риме, например, промзоны занимают всего 6% территории, а в Москве – 7%.
«Промзонам не место в черте города. У нас в Генплане 2005 года была поставлена задача сократить этот показатель до 20%. А вместо этого начался прирост, прежде всего, «благодаря» автокластеру. А ведь предприятия из центра можно было бы перенести без особых затрат, а лишь благодаря разнице в стоимости земли в «сером поясе» и на окраинах. Она может доходить до 700%», – подчеркнул Владимир Аврутин.
Преобразование «серого пояса» специалист предлагает сделать главной задачей нового Генплана. Эти земли можно будет отвести под жилье и общественно-деловые зоны, и сделать это будет дешевле, чем в чистом поле, так как инженерия (пусть подчас и довольно изношенная) уже имеется, также как и дороги.
Особое внимание следует уделить и реновации хрущевок. Причем государство должно обязательно участвовать проектах развития застроенных территорий для того, чтобы инвестору не пришлось возводить вместо пятиэтажек высотные дома. По мнению Аврутина, если программу софинансировать из городского бюджета, то строительство 10-этажных, не выше, домов, будет вполне рентабельно для «СПб Реновации» и ее возможных последователей.
Наконец, третьим важнейшим вектором развития Петербурга должна стать дорожно-транспортная инфраструктура. «Не думаю, что нужно вводить плату за въезд в центр, так как у нас только два моста через Неву находятся вне центральной части города. Но следует обязательно отдавать предпочтение общественному транспорту, делать как можно больше выделенных полос. А самое главное – создать сеть опорных скоростных трасс из центра за город. Сейчас предусмотрено таких всего три, а нужно не меньше десятка», – уверен член координационного совета Минтранса РФ по развитию транспортных систем Петербурга и Ленобласти Александр Солодкий.
Пойдем на запад
Порой неожиданные предложения звучали при обсуждении перспектив экстенсивного развития города. По словам Юлии Киселевой, мегаполис станет неизбежно «врастать» в Ленобласть, и Генплан Петербурга будет распространяться и на часть территории соседнего субъекта федерации. «Такая возможность предусматривается законопроектом «О развитии сопредельных территорий», уже внесенном в Госдуму», – сообщила глава КГА.
Ну а ее подчиненный, начальник управления инженерного оборудования города КГА Валерий Барсуков, высказал несколько кажущихся фантастическими предложений. Например, к 2025 году в Невской губе может быть намыто около 10 тысяч га новых территорий на основе отмелей, где глубина не превышает двух метров.
«Получится несколько больших островов. Пока это все же больше мечтания, хотя не исключено, что мы отразим их в Генплане. Более того, мы хотели внести намыв в Генплан 2005 года, но нам не разрешила прокуратура (указали, что Финский залив – это федеральные пространства и их трогать мы не можем). Так что не такой уж это футуризм – город все время развивается на запад и, думаю, будет развиваться и дальше», – считает чиновник.
Отметим, что к 1992 году в Ленинграде-Петербурге было намыто 3,2 тысячи га новых земель в Приморском, Адмиралтейском и Василеостровском районах. Проектом «Морской фасад» предполагается намыть еще 470 га, а в Сестрорецке после 2015 года – 376 га.
Кстати, по данным Валерия Барсукова, запас водных ресурсов в дельте Невы настолько велик, что в перспективе в Петербурге вполне смогут жить 25 млн жителей. Впрочем, проектируемый Генплан такой цифры не содержит. По прогнозам специалистов к 2025 году население петербургской агломерации вряд ли превысит 10 млн человек.