Одна из особенностей современных строительных технологий заключается в том, что наружные стены перестали быть для дома «одеждой»: под имитатором бруса может скрываться газобетон, а под лицевым кирпичом – деревянный каркас. Даже в каталогах с готовыми проектами от строительных компаний предлагаются одни и те же объемно-планировочные решения с разными вариантами наружной отделки: можно облицевать домик и виниловым сайдингом, и плиткой под кирпич, и пластиковыми панелями с имитацией лепнины. Архитектура при таком подходе часто получается «кричащей», потому что на представления современного человека о том, каким должен быть его загородный дом, все большее влияние оказывают стены общественных зданий: офисов и магазинов. А если заказчик архитектора или дизайнера харизматичен, состоятелен, не сильно ограничен в выборе материалов и хочет, чтобы его дом был своего рода «автопортретом» – то тем более. Поэтому и загородные дома в наших пригородах все больше начинают напоминать офисные центры и гипермаркеты. Причем более всего эта тенденция заметна в коттеджных поселках бизнес-класса с участками под самостоятельную застройку и отсутствием каких бы то ни было архитектурных ограничений.
Между тем сегодня у любого домовладельца есть возможность создать привлекательное архитектурное решение для коттеджа любого типа и класса – дорогого и вполне демократичного. Но важно помнить, что архитектура загородного дома, в отличие от дизайна торговых и общественных зданий, предназначенного привлекать внимание проходящих и проезжающих, призвана быть консервативной.
Правило первое: каждому свое
О вкусах не спорят, но каждому свое. Во всех районах частной застройки есть не только регламенты, но и традиции, продиктованные окружением. Их желательно соблюдать. Терем из калиброванного бревна в окружении каменных особняков смотрится вызывающе. Не менее странно выглядят каменные коробки в стиле хай-тек в окружении соснового леса.
Даже если речь идет о строительстве демократичного загородного дома или дачи, имеет смысл отдавать предпочтение натуральным материалам, а также естественным цветам и фактурам: здесь деревянная вагонка лучше винилового сайдинга, а оштукатуренный цоколь всегда выглядит более добротно, чем пластиковые панели, имитирующие кладку.
Для коттеджей бизнес-класса выбор материалов и отделочных фактур значительно шире. Причем если объект статусный – он просто обязан отличаться от других. Но все хорошо в меру, и здесь главное место сегодня тоже отводится штукатуркам, большим поверхностям остекления с использованием энергосберегающих стеклопакетов, а также древесине. Причем это не только всем привычная хвойная вагонка, но также отделочная доска разного профиля, имитаторы бруса, террасная доска из лиственницы, а также сборные каркасные конструкции из клееного бруса. Эстеты могут использовать в наружной отделке состаренный брус, нарочито грубо обработанную доску, «офактуренный» бетон. Такой дом должен быть хорошо защищен, но не за счет маленьких окошек с рольставнями. «Крепостью» его делают высокий цоколь, тактичные и ненавязчивые охранные системы, а также соответствующее социальное окружение.
Коттедж класса «премиум» – это, прежде всего, добротная отделка и тщательный подбор аксессуаров: цоколь, облицованный натуральным камнем, лицевой кирпич, штукатурка, черепица, элементы ковки. Между тем сплошь и рядом случается, что впечатление цельности нарушают неудачно подобранные оконные рамы в металлопластиковом профиле, а гаражные ворота на викторианском фасаде смотрятся как «заплатка».
Правило второе: учитывать условия эксплуатации
Любое здание при любой погоде – будь то мокрый снег с ветром, затяжные дожди или палящее солнце – не должно доставлять хлопот своему владельцу. Коттедж необходимо грамотно защищать от погодных капризов – и это тоже важная функция его «одежды» – наружной отделки. Ведь не для того строим, чтобы потом ремонтировать. Для рядового объекта должен предусматриваться как минимум двадцатилетний срок эксплуатации без существенных расходов, связанных с ремонтом фасадов. Если речь идет о дорогом доме, то это все пятьдесят лет. Некачественные или неправильно подобранные материалы могут за считанные годы съесть суммы, сопоставимые с бюджетом стройки.
В частном строительстве сегодня популярны разноцветные и разнофактурные штукатурки, которые наносятся на сетку прямо поверх утеплителя – экструдированного пенополистирола или базальтовой ваты. Но они хороши только там, где нет высоких нагрузок, то есть на верхних уровнях здания. Цокольный этаж находится в условиях высокой влажности и имеет значительный риск механических повреждений: он поливается косыми дождями, может нещадно палиться солнцем, а зимой – так и вообще находится в экстремальных условиях. Порой достаточно небольшого удара (лопата дворника, бампер автомобиля), чтобы по фасаду побежали микротрещины. Поэтому для нижних уровней оставляем бетон и камень, а эффектные фактурные штукатурки, дерево, керамическую плитку отправляем на верхние этажи.
Правило третье: здоровый консерватизм
Практика показывает, что сохранить дом в том виде, будто в него въехали только вчера как правило не удается, да и не нужно. Гораздо интереснее, если вам удается создать впечатление, как будто ваш дом был на этом месте всегда. Ровно по этой причине повышенным спросом сегодня пользуется искусственно состаренный кирпич, имеющий такой вид, как будто его добыли, разобрав старинное здание.
Между тем чуть больше десяти лет назад российские строители знали только два вида кирпича – керамический (красный и белый), а также силикатный, который в основном был рекомендован для промышленного строительства (хотя жилые дома из него почему-то тоже строили). Архитектура при таком «разнообразии» материалов могла быть только убогой.
В начале нашего века все резко переменилось: на российском строительном рынке появился импортный кирпич, у которого сразу же сложилась репутация «элитного» материала. Оказывается, кирпич может быть практически любого цвета – хоть фиолетовым, или с фактурой древесины. Но применять модные «кирпичные» фактуры и расцветки также следует с большой осторожностью.
Правило четвертое: натуральные материалы и естественные цвета
По словам архитектора Сергея Ерофеева, прежде всего следует отбросить все новые, «ультрасовременные» и не проверенные временем, строительные материалы, а также настороженно отнестись к модным: «Яркие коллекции кафеля и облицовочных панелей приходят и уходят, а материалы, показывающие, что дом словно «вырос» именно на этом месте, остаются».
Создать такое впечатление позволяют в первую очередь долговечные минеральные материалы: кирпич, натуральный камень, бетон, керамогранит. Стекло – тоже натуральный материал, который легко вписывается в этот ряд. «Нет ничего более неопрятного, чем состарившийся, пузырящийся и лопающийся виниловый сайдинг! В отличие от пластика и винила, камень и дерево стареют благородно», – говорит Сергей Ерофеев.
К слову, коттедж или банька из «состаренных» бревен – изделие далеко не самое дешевое: «посеребренное» временем бревно – эффект, которого технологам и дизайнерам добиться трудно. Из некачественной древесины такого не сделать.
Между тем традиционные технологии создания «благородных» фактур по большей части утрачены. Мастеров, способных выполнить фигурную кирпичную кладку, днем с огнем не найти. На помощь приходят технологии создания вентилируемых фасадов, керамогранит, имитирующий естественные «каменные» расцветки, лицевой кирпич и керамическая плитка – тоже натуральная и предназначенная именно для наружной, а не для внутренней отделки.
Правило пятое: окна – глаза дома
Как много для восприятия архитектурного объекта значат окна! Подбирая к фасадам разные оконные профили, аксессуары и перебирая разные варианты оформления откосов, мы можем добиваться и вполне респектабельного вида добротного особняка, и превратить то же самое строение в барак, ангар, летний павильон. Все это – только из-за окон.
Заглубленные проемы и качественные деревянные рамы подчеркнут основательность и надежность строения. Но у современных домов, в особенности, построенных по каркасным технологиям, стены обычно тонкие, а если при этом окна небольшие, да еще и в одной плоскости с фасадом, здание будет смотреться как временное сооружение. Это впечатление усугубят широкие рамы из металлопластикового профиля и низкий цоколь.
Впрочем, для веранд, зимних садов, двусветных гостиных «экстерьерного» дачного дома, открытого окружающей среде и с просторными террасами, вынос остекления в фасадную плоскость оказывается вполне оправданным. Но при этом сами окна должны быть большими, а рамы – тонкими и изящными.
Если оконный проем невелик, оконная рама из металлопластикового профиля (она всегда шире деревянной) снизит светопропускание на 20-30%. В этом случае, а также когда вам не нужны открывающиеся окна, можно использовать двухкамерные стеклопакеты без рам. Это экономичное и эффектное решение. Но важно при этом, чтобы основание дома, а также каркас «не гуляли» и не раздавили стекло.