Таких результатов Смольный планирует достичь за счет реализации новой концепции государственной жилищной политики Петербурга на 2012-2017 годы. Документ был утвержден на заседании городского правительства 16 мая. Город по-прежнему будет предоставлять квартиры и помощь в улучшении жилищных условий очередникам, льготникам, участникам городских жилищных программ и жителям ветхого и аварийного фонда. Особое внимание уделят расселению коммуналок.

«Очередные» амбиции
Как сообщил глава Жилищного комитета Валерий Шиян, в ходе реализации концепции за пять с лишним лет свои жилищные условия улучшат 162 тысячи петербургских семей. Главным ее результатом должно стать то, что петербуржцам придется меньше стоять в очереди на получение помощи от государства. «Сейчас люди числятся на учете нуждающихся по 20-25 лет. В случае достаточного финансирования всех запланированных мероприятий к 2017 году можно претендовать на амбициозные планы по сокращению сроков ожидания гражданами государственной поддержки в улучшении жилищных условий до 10 лет», – заявил он.

На реализацию всей концепции, по оценкам городских властей, необходимо 130 млрд рублей. Средства планируется взять как из городского бюджета, так и у инвесторов. Причем эта сумма не будет включать вложений, которые город хочет потратить на программу реновации исторического центра. Как отметил глава Жилищного комитета, перспективы этой программы пока еще не ясны (БН об этом писал подробно). Но как только она будет утверждена, в жилищную концепцию внесут соответствующие коррективы.

Всего в рамках концепции город планирует построить за свой счет около 3 млн кв. м, то есть по 500-600 тыс. кв. м в год. Эти планы вполне реальны. В 2011 году город сдал 581 тыс. кв. м бюджетного жилья, в этом планируется – 454 тыс. кв. м.

Коммунальная боль
Один из первых разделов концепции посвящен вечной проблеме Петербурга – коммуналкам. В 2012-2017 годах улучшить жилищные условия в рамках городской программы по расселению коммунальных квартир предполагается для 121,7 тысячи горожан (48,7 тысячи семей). Для сравнения за последние четыре года – время реализации программы – посредством использования различных механизмов (конкурсы, бюджетные выплаты, обмены и проч.) в Петербурге удалось расселить лишь 11 970 коммуналок, улучшили свои жилищные условия только 31 тысяча человек. Сейчас в Петербурге насчитывается 104 тыс. коммунальных квартир, в которых проживает более 600 тысяч человек, то есть каждый 9-й житель города.

Впрочем, то, что программа откровенно буксует, городские власти признают давно. Весной этого года чиновники решили ее модернизировать за счет новых льготных схем расселений – превращать коммуналки в отдельное жилье предложили не только инвесторам, но и самим жильцам. Однако и эти новации вряд ли кардинально улучшат ситуацию.

Поэтому ставка будет сделана на комплексное решение проблемы – в рамках реновации исторического центра. Как заявил недавно губернатор Петербурга Георгий Полтавченко, новая программа реновации центра поможет расселить 30 тысяч коммуналок.

Аварийный выход
Второй по приоритетности значится задача ликвидации ветхого и аварийного фонда. За пять лет согласно документу улучшить свои жилищные условия должны 19,2 тысячи человек (8 тысяч семей). Это почти в два раза меньше, чем за прошлую пятилетку – 2007-2011 годов. Всего с 2007 года в Петербурге был расселен 641 многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащий сносу, и 177 квартир, которые сочли непригодными для проживания. В новые дома переехало около 32 тысяч человек (14 тысяч семей).

При этом даже по официальной информации доля ветхого и аварийного фонда в Петербурге составляет около 15%. Всего в Петербурге насчитывается более 20 тыс. жилых зданий, соответственно, ветхих строений – около 3 тыс. По прогнозам специалистов, без проведения капремонта аварийный фонд начинает активно пополняться за счет домов постройки 1960-1970 годов, только их в городе около 7-8 тыс.

Примечательно, что раньше чиновники предпочитали заниматься ликвидацией аварийного фонда в центральной части города. Однако в последние два года Петербург расселяет дома в основном в пригородных районах. Экс-глава Жилищного комитета Юрий Осипов пояснил в свое время БН, что приводить в порядок жилищный фонд в центре будут позже, в рамках все той же программы реновации исторического центра.

Молодежи – займы, ветеранам – жилье
Не позабыты в новой концепции и остальные городские жилищные программы. Так, согласно документу за пять лет жилищные условия должны улучшить 23,5 тысячи молодых семей. Сейчас число претендентов на участие в программе «Молодежи – доступное жилье» составляет более 17 тысяч семей. Программа считается одной из самых популярных среди городских очередников, притом что в год удается помочь примерно 2 тысячам семей.

Основной упор при реализации данной программы теперь будет сделан на новом механизме – выдаче беспроцентных займов. Благодаря этой схеме очередники за бюджетный счет смогут оплатить до 70% от рыночной стоимости жилья и даже прикупить дополнительные метры. Всего на программу в 2012 году выделено свыше 2 млрд руб. На следующий год объем финансирования будет определяться с учетом результатов работы нововведений. В Жилищном комитете считают, что выполнить пятилетние планы по обеспечению молодых семей жильем вполне удастся – при условии, что до 2017 года общий объем финансирования составит не менее 22,5 млрд рублей.

В период с 2012 по 2017 год город также обещает улучшить жилищные условия 7 тысячам семей бюджетников. Это тоже повышенные обязательства: в минувшую пятилетку в рамках программы «Жилье работникам бюджетной сферы» решен квартирный вопрос лишь 4,8 тысячи семей. По программе «Развитие долгосрочного жилищного кредитования» помощь окажут 9,6 тысячи семей (25 тысяч человек). Еще одна программа, «Жилищные сертификаты», в новой концепции не фигурирует – она прекратила свое действие в 2011 году. Чиновники Жилищного комитета обещали пролонгировать и модернизировать ее, однако пока этого не произошло.

Что касается бесплатного жилья, то за пять с половиной лет город намерен наделить им 19,6 тысячи льготников (8,4 тысячи семей). Квартиры будут предоставлять в основном многодетным семьям и ветеранам.

Ноу-хау от чиновников
Есть в концепции и любопытные новинки. Например, в 2012-2017 годах в Петербурге планируют развивать систему государственной поддержки пожилых одиноких граждан. Государство намерено заключать с ними договор ренты: передача права собственности на жилье в обмен на содержание. Подробно комментировать эту инициативу в Жилищном комитете отказываются, уточняя лишь, что она находится в стадии доработки.

Кроме того, чиновники намерены активно продвигать в городе пилотный проект по коммерческому найму для очередников. Валерий Шиян не исключил, что в будущем арендовать дешевые квартиры смогут не только очередники, но и прочие горожане – молодые ученые, инженеры, учителя. По его словам, чиновники сейчас рассматривают возможности привлечения под строительство доходных домов средств предприятий и компаний, которые заинтересованы в таких специалистах.

В 2011 году очередникам выделили 500 квартир в Красносельском и Приморском районах. В планах на этот год – 600 квартир. До сих предоставление квартир в коммерческий наем осуществляется в качестве эксперимента, городскую целевую программу все еще обещают сформировать.

Непобедимая очередь
Эксперты оценивают принятие концепции городскими властями как в целом положительный фактор для развития рынка. 

«Разнообразные программы господдержки положительно влияют на рынок недвижимости. Так, в кризис именно они подтолкнули рынок к развитию», – уверен заместитель гендиректора АРИН Владимир Спарак. По его словам, по итогам минувшего года доля сделок на вторичном рынке, проведенных с использованием бюджетных субсидий, составляла около 5%.

По мнению главного аналитика ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, для рынка будет важным не сам факт принятия концепции, а денежные средства, которые город действительно захочет потратить на улучшение жилищных условий. По планам Смольного в год чиновники будут направлять на эти цели чуть более 20 млрд рублей исходя из необходимого размера финансирования концепции в 130 мдрд на 5 лет.

«Это значительная сумма, которая может отразиться на рынке. Если все 20 млрд или значительная часть из них будет отведена только на денежную помощь, то это может привести к росту цен на недвижимость. Поэтому властям необходимо соблюдать баланс между субсидиями и строительством нового жилья за свой счет», – говорит Сергей Бобашев.

Обещания городских властей избавить льготников от четвертьвекового стояния в очереди на жилье вызывают и некоторую долю скепсиса. «Каждый год очередь уменьшается, но не такими темпами, какими хотелось бы власти. Это не первая и, полагаю, не последняя жилищная концепция. И сомневаюсь, что она глобально что-то изменит», – подчеркивает Спарак.

Руководитель управления ипотечного кредитования ОАО «Балтийская ипотечная корпорация» Марианна Белькова уверена, что решить жилищные проблемы очередников поможет ипотека. «В мае 2012 года президент поручил снизить ипотечную ставку до уровня инфляции плюс 2 процентных пункта. АИЖК со своей стороны сейчас повышает доступность ипотечного кредитования для населения, предоставляет скидки для участников государственных жилищных программ, разрабатывает механизмы кредитования юридических лиц, заинтересованных в строительстве и дальнейшей эксплуатации доходных домов, внедряет программы «Ипотека для молодых ученых», «Обратная ипотека» для пожилых людей. Думаю, коммерческие банки, ориентируясь на АИЖК, будут предлагать подобные программы. Это, безусловно, в сумме с городскими субсидиями станет для многих жителей реальным способом решения их жилищных проблем», – говорит она.

Ко всему прочему, у властей остается в запасе и такой действенный механизм сокращения городской очереди, как ее оптимизация. В середине апреля депутатами городского парламента уже были приняты в первом чтении законопроекты, устанавливающие новые правила ведения учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Теперь из очереди будут вычеркивать малоимущих граждан, если их доходы вдруг выросли.


Справка БН
По состоянию на 1 января 2012 года в Петербурге насчитывается 181,9 тысячи семей (419,2 тысячи человек), состоящих на очереди на получение жилья (для сравнения: в 2007 году на учете состояло 271,4 тысячи семей). На учете нуждающихся в содействии в улучшении жилищных условий 17 тысяч семей (28,2 тысячи человек). За время действия предыдущей концепции 2007-2011 годов очередь сократилась на 262 329 человек (более 100 тысяч семей), улучшили жилищные условия 84 тысячи человек.

Текст: Светлана Коваленко