Строительство магистрали начнется лишь в 2014 году. Зато конкурс на проектирование, как ожидается, будет объявлен уже ближайшей осенью. На эти цели в городском бюджете уже заложены 75 млн руб. Что касается стоимости всей трассы, то, по словам главы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Бориса Мурашова, заказчик планирует выделять около 2,5 млрд руб. на каждый километр (исходя из длины трассы в 40 км легко подсчитать, что она обойдется Петербургу приблизительно в 100 млрд руб).

«Магистраль № 7» вместе со второй скоростной внеуличной трассой «Фаянсовая – Зольная» (соединит Невский район со съездом с ЗСД на Благодатную улицу) станет частью так называемого транспортного каркаса города, позволяющего максимально быстро (разрешенная скорость движения будет 120 км/ч) попасть из центра города на КАД, минуя улично-дорожную сеть Петербурга. В перспективе эти выделенные скоростные трассы продлят до будущей второй кольцевой автодороги вокруг города. Но строительство самой КАД-2, по мнению главы КРТИ, начнется не раньше, чем через десять лет. А вот «Фаянсовую – Зольную» и «Магистраль № 7» должны достроить в обозримом будущем – в 2016 году.

Дорога раздора
«Магистраль № 7» начнется от будущего моста в створе Арсенальной улицы (новая переправа соединит ее с Таврической). Затем она пройдет вдоль Арсенальной улицы и Полюстровского проспекта вплоть до железнодорожных путей в районе 1-го Муринского проспекта. И далее пойдет как раз в полосе отвода железной дороги до станции Ланская, затем до Парголово и в итоге соединится с Приозерским шоссе.

Эта трасса была заложена в Генплан Петербурга еще в 2005 году. Изменение на сегодняшний день лишь одно – тогда ее собирались соединить с Выборгским шоссе, а теперь чиновники решили, что на него можно будет попасть и через КАД и логичнее направить трафик на Приозерск. В апреле 2009 года постановлением правительства были запланированы проектирование и строительство трассы в 2012–2015 годах. Однако долгое время казалось, что городской автобан отложат в долгий ящик – в эпоху Валентины Матвиенко более перспективными и первоочередными считались ныне замороженные проекты Орловского тоннеля и Ново-Адмиралтейского моста.

Пока совершенно неясной остается судьба Удельного парка, через который и пройдет часть магистрали. Первым забил тревогу депутат ЗакСа Константин Сухенко, который в прошлом году даже предложил создать фонд защиты парка от застройки. «Мне нечего добавить к тому, что я говорил еще три года назад. Строительство трассы ставит под угрозу само существования Удельного парка. От него и так уже отрезали огромную территорию», – подчеркнул народный избранник. Напомним, в 2010 году в результате корректировки городского закона о зеленых насаждениях общего пользования площадь Удельного парка уменьшилась примерно на 40 га.

Бояться нечего
Впрочем, в КРТИ настаивают, что ничего страшного с парком не случится. «Сейчас мы ведем переговоры с ОЖД, чтобы большая часть трассы прошла в полосе отвода железной дороги. Так что вырубать ничего не придется», – рассказал БН Борис Мурашов.

Но сами проектировщики считают, что проложить автобан в полосе отвода практически невозможно. «Здесь пути идут не по эстакаде, а прямо по земле. И если от Полюстровского проспекта до пересечения ж/д ветки с Богатырским проспектом действительно можно установить подпорную стенку и пустить машины параллельно поездам, то в районе Удельного парка неизбежно придется строить дорогу в стороне. И сносить все, что там есть», – рассказал заместитель гендиректора по проектированию городских дорог ЗАО «Петербург-Дорсервис» Валерий Пономарев.

По его словам, в районе Поклонногорской улицы неизбежно придется снести пять деревянных домов, правда, по большей части необитаемых. Но главное – существенной частью Удельного парка придется пожертвовать. Ведь только расстояние между путями и строящимися объектами (так называемый габарит) по требованиям РЖД должен составлять как минимум семь метров.

«Прибавьте к этому ширину самой четырехполосной трассы и полосу отчуждения. Получим никак не меньше 50 метров. Это десятки гектаров зеленых насаждений. Избежать этого можно разве лишь, построив автобан над железной дорогой, но это слишком дорогой вариант. Вряд ли власти пойдут на это», – рассуждает директор компании «Аском-проектирование» Виталий Серов.

Вряд ли будут рады автобану у себя под окнами и жители домов (как старого фонда, так и новостроек) вдоль железнодорожной ветки от Ланского шоссе до станции Удельная. Так, возле станции Ланская жилые дома по обе стороны от полотна находятся на очень близком расстоянии от него. А рядом со Светлановской площадью в настоящее время строится сразу три новых жилых комплекса – в пределах 50 метров от железной дороги. Но если экологически безвредные электрички много проблем не доставляют (еще и в силу того, что ходят не слишком часто), то круглосуточный поток автомобилей может серьезно испортить настроение жильцам.

Близость Удельного парка используют для продвижения своих объектов практически все компании, строящие жилье в районе метро «Удельная». Но с перспективой его масштабной вырубки и появления на его территории скоростной магистрали преимущества локации будут куда меньше, что вряд ли понравится покупателям и, следовательно, самим застройщикам.

Текст: Павел Гинёв