Муниципальное образование «Чкаловское» расположено в Западной части Петроградского района, включает в себя Каменный, Крестовский и Елагин острова, а также часть Петроградского острова к западу от Чкаловского и Каменноостровского проспектов. Территория во многом уникальна. Она лишена ряда негативных черт, свойственных большинству территорий центральной части города – высокой плотности населения и застройки, загазованности. Напротив, здесь огромное количество зеленых насаждений и, соответственно, чистый воздух.

Каменный
Большая часть территории Северо-Запада Петроградской стороны с XVIII века формировалась как место проживания представителей высоких социальных слоев. Аристократы стремились окружить себя райскими красотами. Они открываются сразу за Малой Невкой на Каменном – самом маленьком из здешних островов, окруженным реками Крестовкой, Большой и Малой Невками. Благоустраивал этот остров его первый владелец – канцлер Бюстужев-Рюмин.

Каменный уникален с точки зрения архитектуры. Всего на ста шести гектарах здесь представлены образцы всех стилей русского зодчества с начала XVIII века до советской эпохи, в виде правительственных резиденций. Сменившая аристократию советская номенклатура на первых порах селилась в особняках XVIII-XIX веков, но к середине прошлого столетия на острове началось новое строительство, исказившее архитектурный облик территории. Например, возводились высокие ограды, испортившие былые панорамные виды. А засыпка прудов и каналов привела к частичному заболочиванию местности. Если бы в настоящее время планировка и сооружения Каменного острова не охранялись государством, то он так и превратился бы в болото, вернувшись к состоянию допетровских времен.

Сейчас на Каменном уже ничего не строится. Он по-прежнему остается местом жизни для избранных – далеко не каждый человек, даже способный заплатить высокую цену, может быть принят островом. Если там и продается какое-либо жилье, то в листинги это предложение не попадет: люди, что живут за высокими заборами, сами находят себе новых соседей.

Елагин
Территория Елагина острова целиком рекреационная. Ни предприятий, ни жилья здесь не строилось. В 1930-х годах вся территория была передана Центральному парку культуры и отдыха. Здесь появились аттракционы, лодочная станция, пункт проката велосипедов. Была произведена перепланировка – через весь остров протянулась главная аллея длиной 1250 метров.

Сегодня самое популярное место Елагина – терраса-променад из розового гранита с фигурами сторожевых львов и великолепным видом на Финский залив.

Крестовский
Самый крупный из трех малых островов округа ограничен береговой линией Финского залива, реками Средняя Невка и Крестовка. До революции на острове, принадлежавшем по очереди императрице Елизавете Петровне, графу Разумовскому и князьям Белосельским, не возводились большие постройки.

Застройка началась только в 1930-е, зато сразу не просто с большого, а огромного объекта – намытого холма, в центральном углублении которого после войны разместилось футбольное поле и трибуны. Впоследствии холм академика Никольского (один из авторов проекта) вошел в реестр охраняемых памятников федерального значения. А еще позднее, несколько лет назад, выведен из охраны, так как расположенный в центре стадион им. Кирова было решено снести, а заодно и холм. Сейчас, с бесконечными переносами сроков сдачи, на этом месте возводится новый стадион для «Зенита».

Крестовский остров уже при князьях Белосельских, построивших яхт-клуб, стал «спортивным». Он остается таковым по сей день. В восточной части острова имеются еще несколько спортивных объектов: бассейн «Спартак» рядом с улицей Вакуленчука, спорткомплекс «Знамя» у Крестовского моста и спорткомплекс «Динамо».

В 30-е годы советские архитекторы начали экспериментировать со строительными технологиями, искать решения для быстрого и дешевого строительства, итогом чего станет индустриальное домостроение 60-х. Морской проспект был застроен четырехэтажными домами так называемой серии ЛДН (первые буквы фамилий проектировщиков – В. А. Ладынина, Б. В. Дмитриевского и Н. Н. Носова). Они были построены по методике, которая по тем временам была оригинальной – из «теплого бетона» (в его состав в качестве утеплителя вводился каменноугольный шлак), заливаемого в пространство между опалубкой и железобетонным каркасом. Получились прочные, теплые, но внешне баракоподобные дома с весьма скромными по сравнению номенклатурными сталинками тех лет планировками. Хотя, сравнивая эти дома с хрущевками, можно сказать, что они весьма комфортны – чуть более просторные площади квартир, высокие потолки, большие окна. Далее серия развития не получила, но сама технология была взята на вооружение многими домостроительными комбинатами страны.

Бурное строительство на Крестовском развернулось в 90-е годы. Жилье строилось только по индивидуальным проектам и позиционировалось как элитное. Сейчас факт «элитности» многих тех построек не бесспорен, но, безусловно, это качественное и дорогое жилье Петербурга. Например, в кирпичных и кирпично-монолитных домах последних двадцати лет, расположенных на набережных восточной части острова квадратный метр стоит около 140 тыс. руб. Квартиры в домах серии ЛДН, а также немногочисленных сталинках продаются по 100 тыс. руб. за «квадрат» (кроме домов, прошедших реконструкцию).

Петроградский
Западная часть Петроградского района, также входящая в муниципальное образование «Чкаловское», представляет собой типичный пример окраины исторического центра Петербурга. Здесь дома старого фонда стоят вперемешку с производственными предприятиями. Жилой фонд – «разношерстный». На набережных это в основном элитное жилье, а дальше вглубь Петроградки – старый фонд не самого высокого качества, с множеством коммуналок.

Часть предприятий на территории округа уже сменило производственную функцию своих земель на общественно-деловую, идет процесс редевелопмента территорий. Поэтому в перспективе у западной части Петроградского района все шансы «подравняться» под соседний Крестовский остров – в части повышения качества жилья и его стоимости. Сейчас в домах старого фонда Чкаловского «квадрат» стоит в среднем 95 тыс. руб.

Жители «Чкаловского» не испытывают большого недостатка в объектах социальной инфраструктуры, так как значительная территория округа сформировалась давно. В границах МО работают три общеобразовательных и две специальных школы, два детских дома, 14 детских садов, комплексная школа высшего спортивного мастерства, СДЮШ Олимпийского резерва по плаванию «Радуга»

Островитяне не избалованны гипер-, супермаркетами, впрочем, небольшие торговые объекты представлены в достаточном количестве. Гораздо хуже обстоит с транспортной доступностью округа – основные магистрали района в часы пик перегружены.

Зато «чкаловцы» имеют возможность в полной мере пользоваться метрополитеном. На границе с округом в 1997 году были открыты сразу две станции метро «Чкаловская» и «Спортивная», а еще через два года у муниципального образования появилась и своя персональная станция – «Крестовский остров».

 

 

Текст: Вячеслав Березниченко