Один из старейших пригородов Петербурга расположен на южном берегу Финского залива на реках Стрелка и Кикенка. Муниципальное образование «Стрельна» входит в состав Петродворцового района Петербурга. В настоящее время в поселке проживает более 12 тысяч человек.
От царя до президента
Стрельна появилась гораздо раньше Петербурга. Поселение входило в состав новгородских земель, затем, после Столбовского мира, шведских. В начале XVIII века Петр I решил разместить на берегу Финского залива загородную резиденцию. В результате сначала был построен деревянный дворец, затем заложен Большой (впоследствии Константиновский) дворец.
Появление государевых дворцов положительно повлияло на миграцию, поселок начал расти, но все-таки в меньшей мере, чем соседний Петергоф. Стрельна рассматривалась больше как место для отдыха, чем место для постоянного проживания. Поэтому с начала XIX века окрестности Стрельны складывались как дачная местность.
Дворцы, парки и вообще едва ли не все постройки поселка сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Константиновский дворец оставался в частично разрушенном состоянии вплоть до недавнего времени. До 1990-х годов в нем располагалось Арктическое училище, благодаря которому здание не превратилось в руины полностью. В 2003 году история некоторым образом повторилась – дворец был восстановлен как морская резиденция президента РФ (официально — Государственный комплекс «Дворец конгрессов»).
Как и 300 лет назад, появление в Стрельне резиденции главы государства подтолкнуло развитие Петродворцового района в целом и, в частности, самого поселка.
Заблудившийся трамвай
После объявления дворца резиденцией президента был сделан ряд шагов по улучшению транспортной доступности Петродворцового района. Было проложено шоссе от Красного Села до Стрельны, отремонтировано Петергофское шоссе. Въезд на эту территорию со стороны центра города во многом облегчило введение южного участка Западного скоростного диаметра. Тем не менее транспортная доступность района далека от оценки «отлично». Для пассажиров общественного транспорта она остается сложной.
Прежде всего, ни в Стрельне, ни вообще в районе нет станции метро. И в обозримом будущем не предвидится. В начале 2000-х этот недостаток планировалось компенсировать строительством легкорельсового маршрута, который соединил бы Красносельский район с Петродворцовым. Предполагалась остановка и в Стрельне. Петербуржцы получили бы возможность пересаживаться с метро на станции «Проспект Ветеранов» на наземную легкорельсовую дорогу и так добираться до южных окраин. Проект долго обсуждался, не раз пересматривался… и от него отказались. Поэтому жителям Стрельны по-прежнему приходится довольствоваться маршрутками, следующими в сторону Петергофа от станции метро «Автово».
Кстати, в Российской империи тоже существовал проект пассажирского рельсового сообщения между Петербургом и южными предместьями – от Нарвской заставы до Ораниенбаума. И в укор потомкам, одними обсуждениями не обошлось. Часть проекта, участок «Автово-Стрельна», успели реализовать. И построили бы все остальные участки, не случись событий 1917 года.
В советские времена по этой ветке на трамвае № 36 молодежь добиралась из города до знаменитой «Бочки», модной танцплощадки в Стрельне, размещенной в бывшем конном манеже (сейчас там снова конно-спортивный клуб). Этот маршрут действует и по сей день, но укорочен до ул. Трефолева в Кировском районе.
Также через поселок проходит участок Балтийской линии Октябрьской железной дороги, по которому следуют пригородные поезда с остановкой на станции Стрельна.
Зеленее не бывает
Некоторое улучшение транспортной доступности территории привело к росту интереса инвесторов к Стрельне. В частности, здесь был построен завод по производству холодильников немецкой компании Bosch und Siemens. В связи с этим немецкие инвесторы просили экс-губернатора Валентину Матвиенко присвоить одному из проездов Стрельны названия «улица Бош-Сименс». Топонимическая комиссия, учитывая традиции петербургской топонимики и правила русского языка, предложила коммерсантам в качестве альтернативы вариант названия «улица Карла Сименса», что и было принято.
Вообще же на территории муниципального образования «Стрельна» не много промышленных предприятий, а особенно экологически вредных нет вовсе. Этот округ можно с уверенностью назвать одним из самых экологически чистых в Петербурге – около трети его площади занято зелеными насаждениями. Если что-то может сравниться с ним, то это только Курортный район.
Экологическую идиллию несколько портят газовые выхлопы от транспортных потоков, особенно в выходные дни дачного сезона. Но эту проблему качественно решает балтийский ветер с берега Финского залива. Хотя, когда на море штиль, дискомфорт неизбежен.
Территория округа особенно привлекательна с точки зрения строительства загородного жилья для сезонного и постоянного проживания. Поэтому наиболее активно здесь ведется индивидуальная жилая застройка и организованное возведение коттеджных поселков (например, компактное поселение немцев «Нойдорф Стрельна»).
В провинции у моря
Однако Стрельна – это не только малоэтажка. В центре округа сконцентрированы многоквартирные дома послевоенной постройки – сталинки и кирпичные дома компактной планировки. Серийные дома (хрущевки, брежневки) в Стрельне не строились. Все жилые здания выполнены по индивидуальным проектам, благодаря чему поселок радует глаз не только обилием зелени, но и разнообразием фасадов, большинство из которых содержатся в хорошем состоянии, как и вообще жилой фонд Стрельны.
Повышению спроса на жилье в Стрельне способствует проводимая в настоящее время газификация и решение проблем с водоснабжением (округ долгое время «славился» плохим качеством водопровода).
Впрочем, несмотря на названные выше достоинства округа, спрос на жилье Стрельны нельзя назвать значительным. «Округ не является городским, потому что нет метро, – считает вице-президент ГК «Юринфо» Николай Лавров. – В то же время он как бы не является и районом для отдыха, как, собственно, Курортный район. В сознании петербуржцев это ни то ни се. Поэтому там и весьма дешевые квартиры».
По данным аналитического отдела ГК «Бюллетень Недвижимости», средняя цена квадратного метра по территории муниципального образования «Стрельна» составляет 74,3 тыс. руб. Однокомнатную квартиру на вторичном рынке можно купить за 2,8 млн руб., «двушку» – за 3,6 млн, «трешку» – 4,7 млн.
Большая часть предложений, около 70% в общем объеме, приходится на кирпичные трехэтажные дома. Меньше всего в продаже квартир в сталинках – около 7%. На новостройки приходится 14% предложений. Это самое дорогое и качественное жилье Стрельны (от 76 тыс. руб. за кв. м). Но новостроек немного. В последнее время здесь был сдан всего один жилой комплекс «Львовская гавань» («Трест 47») и строится еще одно многоквартирное здание на улице Львовская, 21А («Невская строительная компания»).
В невысоких темпах нового строительства для жителей Стрельны есть свой плюс – сложившаяся еще в советские времена социальная инфраструктура пока не испытывает непосильного давления, хотя и нуждается в улучшении.
Коммерческой инфраструктурой жители поселка Стрельна избалованы значительно меньше, чем их городские соседи из Петродворца и Ломоносова. Здесь, например, нет сетевых ритейлеров вроде «Пятерочки». Впрочем, в достаточной близости есть гипермаркет – и городские, и «поселковые» жители Петродворцового района ездят за покупками в одну и ту же «Ленту» на Петергофском шоссе. Больше по близости ничего нет. Возможно, пока и не нужно.
Фото: А. Александронок