Грядущее вступление России в ВТО подталкивает сетевую торговлю в Петербурге оперативнее экспериментировать с новыми форматами. Петербуржцам, помимо уже известных «гипермаркетов», «торгово-развлекательных комплексов», «магазинов у дома» и проч. в скором будущем доведется познакомиться с форматами «аутлет», «ритейл парк» и Lifestyle.
Сказка о тройке
Начало нынешнего года прошло под давлением угрозы второй волны мирового финансового кризиса. Это сказывалось даже на более-менее благополучном строительном рынке и, конечно, на рынке торговой недвижимости. Так, за первый квартал 2012 года в Петербурге не было введено в эксплуатацию ни одного нового крупного торгового объекта. Большинство девелоперов перенесли ввод в эксплуатацию или открытие своих объектов на второе полугодие.
При этом заполняемость уже существующих площадок довольно высока. Пустует всего 4,3% (самые неудобные помещения). Более того, эксперты консалтинговой компании Jones Lang LaSalle прогнозируют нарастание дефицита торговых площадей в течение всего 2012 года, так что арендаторы будут разбирать и малопривлекательные объекты.
Да и сами торговые операторы не демонстрируют склонности откладывать шаги по собственному развитию на будущее. В сфере городской торговой недвижимости специалисты компании Knight Frank выделяют три ключевых события первого квартала нынешнего года.
Во-первых, открытие третьего в городе аквапарка площадью около 25 тыс. кв. м в составе многофункционального комплекса Piterland (Приморский пр., 72). «Это одновременно и крупнейшая в городе развлекательная функция при торговом комплексе, и крупнейший в городе аквапарк: его вместимость составляет около 2 тысяч человек одновременно, в то время как максимальный аналогичный показатель у ближайших конкурентов – около тысячи человек», – уточняют в Knight Frank. Правда, опять же открытие торговой части проекта общей площадью порядка 35 тыс. кв. м запланировано на второй квартал этого года.
Во-вторых, после реконструкции открылась часть «Дома торгового товарищества “Братья Елисеевы”» площадью около тысячи кв. м, (торговый зал и два ресторана), и теперь решается, какие объекты разместятся на остальных девяти тыс. кв. м здания.
В третьих, были завершены несколько крупных инвестиционных сделок. Это прежде всего выкуп компанией «Галс-Девелопмент» 50% доли комплекса ТРК «Лето» (Пулковское ш., 25, к. 1) у французской компании Apsys Group. И приобретение фондом Morgan Stanley Real Estate Fund (MSREF) одного из крупнейших ТРК города – Galeria (Лиговский пр., 30, лит. А).
Суета вокруг дивана
Повышенная активность операторов сетевого ритейла имеет свою подоплеку. Этим летом Россия вступает в ВТО. В страну хлынут бренды, до сих пор в силу разных причин незнакомые российскому потребителю, но подкрепляемые колоссальными рекламными бюджетами. Соответственно конкурентная борьба будет происходить в двух плоскостях. Между товарами и между торговыми площадками, претендующими на право эти товары представлять.
Таким образом, во втором квартале активность ритейлеров будет только возрастать. И не менее знаковые, чем в первом квартале, события уже происходят.
Например, начал операцию по кардинальной смене имиджа многофункциональный комплекс «Толстой Сквер» (ул. Льва Толстого, 9). До настоящего времени, как отмечает один из «жильцов» здания, директор театра «Лицедеи» Виктор Соловьев, размещенные здесь супердорогие магазины (например, продающие диваны по $60 тыс.) привлекали крайне мало посетителей, и здание, по сути, пустовало.
Теперь ставка будет сделана на более «демократичных» арендаторов. Находящаяся в здании венская кофейня «вырастет» по площади вдвое. Офисные площади, как и театр «Лицедеи», сохранятся, но в здании «поселится» супермаркет премиум-класса «Лэнд», а большую часть третьего этажа займет недорогой ресторан. Но, главное, комплекс прирастет автомобильной парковкой на 200-250 машино-мест.
При этом, как заявил гендиректор управляющей компании «Толстой Сквер» Сергей Вдонин, реконцепция прежде всего касается торговых площадей. Пул арендаторов на 20 тысяч арендопригодных квадратных метрах сменится на 90%. Вдонин рассчитывает на 6-7 тысяч посетителей в день, но при этом готов к пиковой нагрузке в 13 тысяч человек.
Но главное в событии – даже не поименный состав новых арендаторов, а концептуальный подход к их подбору. С подачи консалтинговой компании S.A.Ricci при реконцепции выбрана идеология Lifestyle, когда ни одно из направлений не доминирует. Офисные площади, ресторан, рекреационная зона, торговые площади и всемирно известный театр «Лицедеи» не довлеют друг над другом, а дополняют, позволяя посетителю комфортно провести в здании несколько часов.
То есть в свете скорого вступления в ВТО избран формат, аналоги которого скорее найдешь в Европе, чем в России. Не случайно профильные эксперты достаточно единодушно отмечают, что в развитии ритейла Россия идет по западному пути с отставанием в несколько лет, но вступление в ВТО этот процесс подстегнет.
И, кстати, «говорящим» оказывается выбор в качестве «якорного» арендатора именно сети «Лэнд». Ведь как раз эта сеть и известна высокой долей импортных продуктов, более ни в каких других торговых сетях по стране не представленных. Иначе говоря, эксклюзивной базой импортеров.
Понедельник начинается в субботу
Правда, здесь интерес обоюдосторонний. «Почти год мы искали удобную площадку в Петроградском районе, и так совпало, что нам предложили площади в этом многофункциональном комплексе», – рассказывает генеральный директор сети Илья Штром. И это уже седьмой супермаркет «Лэнд» в городе. Проще говоря, открытие своей седьмой площадки сеть «Лэнд» буквально приурочивает к вступлению России в ВТО.
Также близки к началу реализации планы других девелоперов. Как признался Штром, он вскоре ожидает появления в Петербурге магазинов своих ближайших конкурентов – сети «Азбука вкуса» и «Зеленый перекресток».
Справедливости ради следует отметить, что строители в стороне от описываемых процессов не останутся. В первом квартале этого года стартовали новые проекты как российских, так и зарубежных сетевых торговых операторов. Уже до конца года надеется достроить гипермаркет под брендом K-citymarket на участке площадью около шести га на пересечении Пискаревского пр. и пр. Непокоренных финская компания Kesko. «Запланированы открытия гипермаркетов «О’Кей», «Лента» и «Магнит». «Причем последний торговый оператор сделал ставку на строительство гипермаркетов в Ленинградской области, – напоминают в Knight Frank. – В итоге до конца года запланированы к открытию порядка 13 крупноформатных торговых объектов или около 252 тыс. кв. м арендопригодных торговых площадей».
Лишним подтверждением развития российского ритейла по западному пути служит приход в страну не только Lifestyle, но и других, опробованных в Европе форматов.
Так, согласно исследованию консалтинговой компании Colliers International, в этом году в России должны появиться первые торговые центры в формате аутлет – магазины розничной торговли, в которых представлены вещи с фабричных складов по оптовой цене. Сейчас в стране строятся 14 таких магазинов, три из них – в Петербурге (Fashion House Санкт-Петербург, Outlet Village Pulkovo и «Уткина Заводь»). На очереди формат ритейл парков. Как подсчитали в Colliers International, сейчас в стадии проектирования и строительства в России находятся около 20 таких проектов.
Между тем, в последнюю пару-тройку недель представители российских финансовых кругов заговорили об уменьшении кризисных ожиданий. А это значит, что в свете вступления в ВТО накал конкурентной борьбы в ритейле окажется выше, чем предполагалось еще пару месяцев назад.
Для рядовых граждан эти тенденции несут положительный характер. ВТО предполагает более либеральные условия поступления импортных продуктов на наш рынок. А усиление конкурентной борьбы между торговыми сетями обещает лишние бонусы покупателям.
Но особо обольщаться не стоит. Реальное снижение розничных цен на импорт будет незначительным, если вообще произойдет.