В предыдущих публикациях, посвященных выбору и покупке участка, мы уже писали о том, как полезно будущему домовладельцу познакомиться с соседями. Главный вопрос, который имеет смысл им задать, – откуда они берут питьевую воду. Если в населенном пункте нет центрального водопровода, то, скорее всего, они пользуются индивидуальными источниками водоснабжения – колодцами и мелкими скважинами «на песок». Многим крупным массивам приходится довольствоваться привозной водой, либо летним водопроводом с водозабором из ближайшей речки. Встречаются у нас старые дачные массивы или садоводства, где живут по большей части пенсионеры, у которых нет ни колодцев, ни скважин. Начинающий дачник, впервые оказавшийся на такой территории, может решить, что индивидуальные источники водоснабжения им не по карману. Но и здесь все не так просто. Несмотря на то что Ленобласть богата водными ресурсами, «нарваться на пустыню» можно практически в любом пригородном районе. Чаще всего «пустыня» имеет масштабы небольшого массива, но в Кировском и Приозерском районах Ленинградской области есть крупные «безводные» зоны. В Гатчинском и Волосовском районах дефицита воды нет.

На Карельском перешейке и во Всеволожском районе водоснабжение имеет смысл организовывать из артезианских скважин. Причем не от индивидуальных, а от коллективных. Это вариант безальтернативный: словосочетание «своя артезианская скважина» из уст садовода-любителя, продающего участок, должно вас насторожить.

«Артезианские» проблемы
Согласно определению артезианской является буровая скважина, которая используется для получения подземных вод и эксплуатирует артезианские водоносные горизонты. А артезианские горизонты – это те, что расположены между двумя водоупорными пластами, защищены от поверхностного загрязнения и охраняются государством как источники полезных ископаемых в соответствии с Федеральным Законом РФ «О недрах».

С прошлой осени материалы о разведанных запасах подземных вод находятся в свободном доступе. Получить их можно бесплатно, оформив заявление в территориальное отделение ФГУНПП «Росгеолфонд». А гидрогеологические карты масштаба 1:50 000 с обозначением глубины залегания подземных вод есть у представителей компаний, занимающихся бурением. Но для простых дачников, желающих сделать колодец или мелкую скважину «на песок» (до 20 м), эти материалы бесполезны. Карты составлялись в советское время для стратегических нужд, и в них указаны только подземные, то есть стратегические источники, из которых и питаются артезианские скважины.

Для того чтобы пробурить такую скважину, необходимо пройти непростой путь от получения всех необходимых разрешений и согласований до лицензирования, а режим водопользования должен контролироваться надзорными инстанциями. И если артезианская скважина пробурена на участке в 6-8 соток, она, очевидно, сделана с нарушениями. Ведь согласно СанПиНам в первом защитном поясе артезианской скважины радиусом 30 метров вокруг нее не должно быть ни деревьев, ни построек. А возможно ли такое на садовом участке?

Сам процесс получения всех необходимых согласований и лицензирования даже при ударной работе займет год и обойдется больше 100 тыс. руб. Стало быть, для частника это задача неподъемная. Совсем другое дело – имеющая паспорт и счетчик воды коллективная скважина – для СНТ или коттеджного поселка. Только в этом случае у пользователей есть шанс сделать все по закону.

Это теория. Практика заключается в том, что скважины, где вода забирается из первого от поверхности водоносного горизонта (как правило, до 20 м), не используемого для централизованного водоснабжения, лицензированию не подлежат. Но если вы начали бурение, а воды оказалось мало, вы решаете двигаться дальше. Здесь и начинается самое интересное. Если строительство скважины надлежащим образом не оформлено, вы становитесь соучастником не вполне законных действий. Вас, конечно, не посадят, а только оштрафуют. Но никто не даст гарантии, что деньги, потраченные на буровые работы, не окажутся во всех отношениях «зарытыми в землю». Такое положение дел на руку некоторым предприятиям, специализирующимся на бурении: они могут потребовать с вас значительную предоплату, в любой момент бросить работу и не понесут перед вами ответственность за результат.

Что касается надзорных органов, то на протяжении последних лет у них руки до дачников просто не доходили. Но тенденции меняются: нарушения в этой сфере могут дать повод, чтобы кто-то, например обеспокоенные соседи, осложнили вам жизнь (в Подмосковье за незаконных бурильщиков уже взялись основательно). В любом регионе услуги по бурению скважин предлагают десятки фирм, среди которых есть и вполне достойные предприятия, так и не очень. Но крупным компаниям дачники не интересны, а количество фирм-«однодневок» в этой сфере превышает все разумные пределы. Ситуации, когда гарантия на работу заканчивается с ликвидацией компании, случаются сплошь и рядом.

Разведка – только бурением
Если у вас нет воды, а центральный водопровод – дело далекого будущего, есть смысл думать о колодце. Но копать его вслепую неразумно. Даже если вокруг воды хоть залейся, вы можете «поймать» стоячую болотную воду, промахнуться с водоносной жилой либо наткнуться на непреодолимые препятствия в виде камней или плывунов.

Выбрать место для колодца поможет разведочное бурение. Только оно позволяет установить наличие больших камней, плывунов и, самое главное, глубину и ширину водоносного слоя. Приглашенный специалист-гидрогеолог должен не просто найти воду, а написать подробное техническое задание, в котором будет указано количество и тип колец, а также приведены рекомендации для бригады (открытый или закрытый способ прохождения шахты, конструкция донного фильтра). Услуга эта (разведочное бурение на глубину до 6-8 м) в нашем регионе оценивается в сумму от 5 до 8 тыс. руб. Недешево, но, «промахнувшись» с местом для колодца, вы зароете в землю гораздо больше. Заставьте специалиста, занимающегося геологоразведкой, пробурить несколько скважин в разных точках участка. И не спешите отпускать его, не получив подробной информации о характере грунтов (пригодится при выборе типа и конструкции фундамента) и рекомендаций по строительству канализационного септика.

Некоторые уважаемые специалисты определяют жилу, используя методы биолокации (ходят по участку с проволочными рамками), другие, тоже уважаемые, категорически отрицают этот способ. Но в любом случае в найденном этим способом месте необходимо разведочное бурение. Есть и косвенные признаки близости подземных течений: постоянный туман, скопление мошкары, заросли осоки (часто можно обнаружить, что болотная растительность распространяется по территории в виде полос и клиньев, как бы указывая русла подземных речек). Жилу можно «вычислить» по расположению соседских колодцев: возьмите карту или план поселка и нанесите на него одним цветом удачные, другим – не слишком удачные колодцы, отметьте заросли осоки и сырые места. Иногда удается выявить закономерности, позволяющие проследить жилу. Но для «репрезентативности» таких точек должно быть довольно много. Для этой цели можно воспользоваться распечаткой «гуглокарты» – на ней все складки рельефа, как на ладони.

Несмотря на то что главным критерием выбора места под колодец является наличие воды, при выборе места под него желательно учесть и другие факторы. Например, удаленность от компостных куч, соседских туалетов, канав, дорог, стоянок транспорта и прочих потенциальных загрязнителей, а также близость к точкам водоразбора: чем ближе к дому или бане – тем короче трубы и меньше возможных точек промерзания, требующих «страховки» греющими кабелями. Территория вокруг колодца не должна затапливаться талыми водами. В этом отношении колодец на горке, несмотря на то что в данном случае не удастся сэкономить на кольцах, – решение вполне разумное.

Теперь несколько слов и о скважинах «на песок» (мелкого заложения – до 20 м). По сути, это те же колодцы, питающиеся грунтовыми водами, только со значительно меньшим запасом воды. Такой способ добычи воды подходит для участков с хорошими водоносными жилами. И здесь, если вы не склонны к игре в рулетку, разведочное бурение будет очень кстати. Некоторые дачевладельцы бурят скважину на стадии строительства в доме или в бане. Это удобно: не надо утеплять оголовок, да и вода поступает прямо в дом. Однако специалисты не приветствуют такое решение: скважина получается «одноразовая». При ее заиливании придется бурить другую, и уже не под крышей. А большие объемы выкачивания воды могут привести к подвижкам грунтов и всего, что на них расположено.

Проверено. Пить можно
Вода родниковой чистоты в наших краях – большая редкость: и скважинная, и колодезная – потребуют дополнительной очистки в подавляющем большинстве случаев. Причем глубина скважины вовсе не является залогом соответствия воды санитарным нормам. Проблема мелких скважин – техногенные загрязнения, артезианских – избыточная минерализация. Химический и бактериологический состав колодезной воды нестабилен в течение года: весной, во время паводков и подтоплений, а также под занавес жаркого лета качество ее может снизиться. Общая проблема для всех водных источников Северо-Запада России – избыточное содержание железа и марганца. И это плохая новость. Хорошая заключается в том, что практически все эти «болезни» лечатся современными и вполне доступными фильтрами и системами водоподготовки. Разговор о них достоин отдельной публикации. Отметим главное: подбором оборудования должны заниматься специалисты, причем это не должны быть продавцы фильтров из ближайшего строительного супермаркета. А если вам предлагают провести экспресс-анализ воды с целью подобрать необходимую систему, желательно исключить вероятность гипердиагностики, на основании которой вам продадут дорогие и не всегда необходимые изделия. Химический и бактериологический анализ воды на соответствие строгим российским санитарным нормам должны выполнять независимые от поставщиков оборудования лаборатории, например, районные лаборатории Роспотребнадзора (которые в обиходе называют СЭС). Бактериологический анализ колодезной воды необходимо делать регулярно, как минимум раз в год, желательно весной. Он покажет – не пора ли вам почистить колодец.

Текст: Филипп Урбан