«Рейтинг» самых шумных магистралей города, по данным Восточно-Европейской ассоциации акустиков, возглавляет, как ни странно, небольшая тупиковая Запорожская улица в Невском районе. Вдоль нее расположено около 20 жилых домов, преимущественно «хрущевок» постройки 70-х годов прошлого века. Причем опасность для здоровья их жителей возникла сравнительно недавно – в 2005 году, когда открылось движение по участку кольцевой автодороги от Большого Обуховского (Вантового) моста до Московского шоссе.

«Совсем недавно мы замеряли уровень шума на этой улице, проходящей вплотную к КАД и уровень шума там превысил нормы Минздрава в десять раз. Не помогают даже защитные экраны. Кроме того, к сожалению, так и не высажены деревья, которые могли бы поглощать лишние децибелы», – отметил президент Восточно-Европейской ассоциации акустиков Андрей Ахматов. До начала строительства КАД здесь обещали высадить три тысячи деревьев, но до сих пор ни одного саженца ни появилось.

Отметим, что по СанПиН от 1996 года, шум в квартире с 7 утра до 11 вечера не должен превышать 40 дБА (единица измерения уровня шума с учетом особенностей восприятия звуков человеческим ухом), а с 11 часов вечера до 7 часов утра – 30 дБА. При постоянном уровне шума в 50 дБА (так называемый офисный шум) возникает быстрая утомляемость и может подняться артериальное давление. А постоянный грохот в 100 и более дБА способен вызвать серьезные психические расстройства (болевой порог для человека – 130 дБА). Современные стеклопакеты, особенно тройные, могут существенно снизить звуковое давление. Однако проблема панельных пятиэтажек массовых серий заключается в том числе и в плохой звукоизоляции. Так что с помощью одних стеклопакетов от воздействия уличного шума не избавиться.

Обитатели таких же панельных домов на Кубинской улице – второй в «шумном рейтинге» – даже преимуществами стеклопакетов не могут в полной мере воспользоваться. Жители вынуждены круглый год регулярно проветривать квартиры ввиду плохого состояния внутридомовой вентиляции. К тому же сами жилые здания находятся всего в 14 метрах от кромки проезжей части. «После соединения Митрофаньевского шоссе и Кубинской улицы сюда хлынул поток фур и условия проживания здесь стали просто адские – в час проезжает около трех тысяч машин», – констатировал Андрей Ахматов.

«Бронзу» по шумовой вредности взял Дунайский проспект за счет своей ширины и, соответственно, огромного потока автотранспорта вкупе с полным отсутствием объектов акустической защиты. По словам заместителя начальника отдела надзора за условиями проживания населения Управления Роспотребнадзора по Петербургу Николая Боровкова, жилые дома в санитарно-защитной зоне при строительстве новых трасс должны быть расселены за счет строителей, но по факту этого не происходит. Нет и механизма обращений граждан по поводу излишнего шума.

«Мы этот вопрос не контролируем. Жильцам тех же домов на Кубинской, наверное, придется обращаться напрямую к губернатору, другого пути я здесь не вижу», – считает он. Всего, по данным Роспотребнадзора, около трети жилых домов находятся в зоне с избыточным звуковым воздействием. Впрочем, порой оно несущественно и превышает нормы лишь на 10-20%.

По словам главного аналитика Группы компаний «Бюллетень Недвижимости» Сергея Бобашева, уровень шума вблизи жилого дома напрямую на стоимость квадратного метра не влияет. Но является частью негативного восприятия окружающей дом среды, что, в свою очередь, при комплексной оценке жилья может стать причиной понижения цены предложения. «Для примера: квартиры на шумных Московском или Невском проспектах все равно стоят дорого. А на Кубинской улице – гораздо дешевле, в первую очередь из-за отвратительного состояния самих домов. Шум здесь играет второстепенную роль, но усиливает «депрессивность» микрорайона», – подчеркивает он.

Повышенным уровнем шума в Петербурге сегодня отличаются около 40 магистралей – по две-три в большинстве районов города. Самыми шумными, по данным Балтийского технического университета, также являются проспекты Московский, Стачек, Лиговский, Невский, КАД, проспекты Энгельса, Ветеранов, Славы, улица Марата, а также улицы, протянувшиеся вдоль железных дорог (например – Витебский проспект, проспект Обуховской Обороны). Кроме того, излишнему акустическому воздействию подвергаются микрорайоны «Ульянка» и «Дачное» – из-за близлежащего аэропорта Пулково. В ближайшие годы к ним может присоединиться и пока благополучная Морская набережная на Васильевском острове. Вдоль нее должен пройти Западный скоростной диаметр, а запланированной звуковой защиты, по словам экологов, недостаточно. Это серьезно усилит акустическое воздействие на жилые дома вдоль трассы и престижности западной части острова не добавит.

Текст: Павел Гинёв