Организаторами выставки-семинара «Жилищный проект» выступают Жилищный комитет Администрации Санкт-Петербурга и Группа компаний «Бюллетень Недвижимости». Мероприятие проходило в Ледовом дворце 18-19 февраля. За два дня его посетили более 30 тысяч человек. В ходе маркетингового исследования было опрошено около 900 человек.

Портрет в интерьере «Жилпроекта»
Как показало анкетирование, большая часть респондентов находится в активном трудоспособном возрасте 25-55 лет – таковых 67%. Молодых горожан (до 25 лет) среди посетителей 21%, людей старшего возраста (свыше 55 лет) – 12%.

Почти 70% опрошенных пришли на «Жилпроект» впервые. Но есть и такие, которые побывали на мероприятии уже два-три раза (21% респондентов) или более трех раз (11%).

С какой целью приходят люди на выставку-семинар? Как показал февральский опрос, 44% горожан – чтобы найти конкретный объект недвижимости, 40% – задать вопросы специалистам. За информацией о городских жилищных программах пришли 39% посетителей. Среди других целей визита – выбор компании-застройщика (21%), поиск кредитной программы (20%) и др. Разумеется, сумма превышает в данном случае 100%, поскольку большинство петербуржцев отправляются на «Жилищный проект», чтобы одновременно решить несколько задач. Благо, мероприятие является мультиформатным и позволяет как проконсультироваться с экспертами (на семинарах, в консультационных центрах), так и приступить непосредственно к совершению сделки – на Выставке по рынку жилья.

«Молодежь» в приоритете
Горожан, которые планируют получить господдержку, спросили, какие именно жилищные программы их интересуют. Как выяснилось, наиболее популярна программа «Молодежи – доступное жилье». В нее собираются вступить 42% опрошенных. На втором месте по популярности – «Развитие долгосрочного жилищного кредитования в Санкт-Петербурге» (24%). Далее идут программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» (на эту форму поддержки рассчитывают 14% посетителей) и «Жилье – работникам бюджетной сферы» (11%).

Участники анкетирования также рассказали, какие именно виды государственного содействия кажутся им наиболее важными. Почти 60% считают наиболее значимой формой господдержки предоставление жилья на основе беспроцентной рассрочки на 10-15 лет. А 40% считают более необходимым обеспечение граждан социальными выплатами для покупки жилья.

Срединным путем
Всегда интересны данные о характере покупательского спроса. Результаты анкетирования показали, что большинство покупателей (46%) хотели бы приобрести двухкомнатную квартиру. К однокомнатным присматриваются 38% опрошенных. «Трешка» нужна 22% посетителей. В квартире-студии хотят жить 16% участников анкетирования. Довольно неожиданные результаты. Принято считать, что на рынке сейчас востребовано самое дешевое жилье. Между тем данные опроса красноречиво свидетельствуют – люди имеют свободные средства и готовы покупать достаточно просторные квартиры.

Организаторы опроса также поинтересовались у горожан, квартиры какой площади те предпочитают. Оказалось, что среди студий особенно востребованы варианты по 20-30 кв. м, то есть не самые маленькие (54% ответов). На рынке однокомнатных квартир покупатели также склонны выбирать просторное жилье – 35-45 кв. м (70%). Что касается двухкомнатных, то здесь основной спрос сконцентрирован на квартирах площадью 50-70 кв. м (75% ответов). Площади наиболее востребованных «трешек» – 70-90 кв. м (64% опрошенных «проголосовали» за такие варианты).

Таким образом, можно сделать вывод, что люди склонны выбирать квартиры средней площади. Они не готовы ютиться в самых маленьких «скворечниках», но и переплачивать за лишние квадратные метры тоже не намерены.

Готовы к сделке
«Жилпроект» доказал – спрос на рынке сейчас, действительно, велик. К тому же он является по-настоящему платежеспособным. Согласно данным опроса, 80% респондентов собираются совершить сделку с жильем уже в этом году. Из них почти 40% ориентированы на вторичный рынок жилья, 35% – на сектор строящегося жилья. В принципе, такая пропорция сохраняется уже на протяжении нескольких последних лет.

При покупке жилья на рынке граждане собираются использовать различные финансовые инструменты. Так, 51% будут тратить личные сбережения (это довольно хороший показатель, свидетельствующий, что накопления у людей растут). Ипотекой воспользуются 47% опрошенных. Еще 30% планируют продать имеющееся жилье, чтобы купить более просторную жилплощадь. Средства жилищных субсидий используют свыше 20% горожан. У родственников или друзей намерены занять 13% респондентов.

Взять ипотеку планируют многие из тех, кто будет покупать квартиру в строящемся доме. При этом 44% горожан сказали, что предпочтут банк, сотрудничающий с компанией-застройщиком. Почти столько же – хотят самостоятельно искать подходящий банк и программу (в том числе с помощью выставки-семинара). Остальные готовы прислушаться к рекомендациям знакомых и друзей, ранее взявших ипотечный кредит.

Кстати, выбирая строящийся объект, покупатели предпочитают не рисковать. Почти 70% перед покупкой внимательно смотрят разрешительную документацию на строительство на сайте компании, 26% обязательно заходят на сайт службы государственного строительного надзора и экспертизы Петербурга. А еще 23% смотрят разрешительную документацию на сайте Комитета по строительству.

За город – навсегда!
Поскольку «Жилпроект» проводился накануне весны, значительная часть вопросов касалась рынка загородного жилья. Прежде всего, организаторы исследования решили выяснить, какой момент люди считают наиболее благоприятным для поиска и покупки загородных объектов. Ответы разделились почти поровну. Одна половина респондентов думает, что сделку лучше совершать весной, когда на рынок загородного жилья выходят новые предложения. Другая – что лучше подождать до осени, когда продавцы готовы торговаться. Ну что же, обе точки зрения кажутся весьма здравыми.

Среди тех покупателей, которые собираются приобрести загородную недвижимость, большинство (37,7%) будут выбирать среди участков без подряда (эту тенденцию подтверждают и аналитики БН). Еще 23% предпочитают купить земельный надел с подрядом либо дом в строящемся коттеджном поселке. Довольно востребованы блок-секции в таунхаусах. На такие предложения ориентируются 24,6% участников опроса. Готовый коттедж на вторичном рынка хотят купить только 14,6% респондентов.

Любопытно, что почти 64% потенциальных покупателей загородной недвижимости планируют приобрести объект для постоянного проживания, остальные будут использовать ее для сезонного отдыха. Это – достаточно позитивная тенденция, которая свидетельствует о зрелости загородного рынка.

Очередное анкетирование горожан будет проведено в рамках следующей выставки-семинара «Жилищный проект». Мероприятие состоится 19 апреля 2012 года в театре «Балтийский дом» (станция метро «Горьковская»). Время работы выставки-семинара – с 17.00 до 21.00. Вход и все консультации – бесплатные. Подробности можно узнать по телефону (812) 32-701-32, а также на сайте www.gilproekt.ru.


С какой целью вы пришли на выставку-семинар?
Найти конкретные объекты жилой недвижимости 44%
Выбрать компанию-застройщика 21%
Выбрать компанию – агентство недвижимости 9%
Найти подходящую кредитную программу 20%
Задать вопросы специалистам 40%
Узнать о возможностях городских целевых программ 39%

Планируете ли вы совершить сделку с недвижимостью в 2012 году?
Да, по аренде 7%
Да, по покупке/переуступке квартиры в новостройке 35%
Да, по покупке/продаже квартиры в готовой недвижимости 39%
Да, по покупке/продаже загородной недвижимости 9%
Нет, не планирую 21%

За счет каких источников вы планируете приобрести недвижимость?
Личные сбережения 51%
Обмен, продажа недвижимости 30%
Ипотека 47%
Родственники, друзья 13%
Субсидии 9%
Городские жилищные программы 13%

Если вы планируете купить загородную недвижимость, то какую именно?
Участок без обязательного подряда 37,7%
Участок с обязательным подрядом либо дом в строящемся коттеджном поселке 23%
Блок-секцию в таунхаусе 24,6%
Готовый коттедж на вторичном рынке 14,6%

Примечание: сумма некоторых ответов превышает 100%, так как многие посетители выбирали сразу несколько вариантов.

Текст: Алексей Резенков