Энергоэффективность – тема нынче модная. Но это, скорее, мода от-кутюр, поговорить, повосхищаться и пойти гулять в одежде что попроще. Экономия энергоресурсов предполагает не нормы и правила, спускаемые сверху, а образ жизни. Она начинается с разделенного мусора, со счетчиков на воду, с выключенного света, когда он не нужен, – с мелочей одним словом, которые выливаются в стандарты качества жизни, в культуру потребления энергоресурсов, доведенную до автоматизма. Швед, к примеру, предпочтет поехать в такси, работающем на биотопливе, даже заплатив больше, – только потому, что не потратил на свою поездку ни капли бензина. «Мы стараемся быть «зелеными» во всем. Мы создаем «зеленые» дома, офисы, «зеленый» асфальт и целые «зеленые» микрорайоны», – говорит Юусо Хиетанен, генеральный директор NCC Жилищное строительство (Россия).
«Зеленые» стандарты
В мире существует множество стандартов, которые оценивают энергоэффективность зданий – LEED, BREEAM, CASBEE, GREEN STAR. Выбор обычно зависит от страны, в которой осуществляется строительство, или пожеланий заказчика проекта. Так, американские инвесторы предпочитают сертификат LEED, а выбор европейских традиционно падает на BREEAM.
По словам гендиректора EcoEnergy Audit Александра Иерусалимова, в основу всех «зеленых» стандартов заложены следующие принципы: безопасность и благоприятные здоровые условия жизнедеятельности человека; ограничение негативного воздействия на окружающую среду; учет интересов будущих поколений; рациональное использование ресурсов. По каждой категории начисляются баллы, которые умножаются на весовые коэффициенты, а затем суммируются и переводятся в результирующую оценку, поясняет он. Если сравнивать эти критерии с нашими СНиПами и ГОСТами, то либо наши показатели будут завышены, либо их не окажется вовсе. «Требования же к экологичности материалов и ответственности производителей и поставщиков в европейском смысле отсутствуют вовсе», – добавляет гендиректор EcoEnergy Audit.
Для западных компаний применение экостандартов давно стало правилом хорошего тона. «В первую очередь на сегодняшний день в Европе вменяется требование меньшего потребления энергии в зданиях, а та энергия, которая необходима, должна вырабатываться из альтернативных источников, поэтому расширяется применение тепловых насосов, солнечных батарей, ветряных мельниц. Европейские здания должны приближаться к нулевому порогу потребления к 2020 году. Но ведь мы начали эту работу еще в 70-х годах!» – поясняет Юусо Хиетанен. «Чтобы запустить процесс «озеленения» зданий в России рынок недвижимости нуждается в неких компаниях-локомотивах, которые на своем примере показали бы целесообразность и эффективность такого подхода», – считает генеральный директор компании «БТК девелопмент» Дмитрий Абрамов. Но пока что таких локомотивов не много, да и выглядит их путь скорее экзотичным, чем рациональным.
А нужно ли?
Эксперты полагают, что заниматься энергоэффективностью в нашей стране пока что экономически невыгодно. Причин несколько. Инвестиционные затраты девелопера на «зеленые» проекты на 8-16% больше, чем на обычные, а сейчас ставка делается на жилье эконом-класса, то есть максимально дешевое и, что называется, доступное. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги недостаточно высоки, что ведет к увеличению сроков окупаемости энергоэффективного здания. Но если увеличить тарифы, то население не сможет или не захочет платить. Кроме того, отсутствуют подготовленные специалисты, способные реализовать и управлять «зелеными» проектами.
«Перспективы «зеленого» комплексного подхода к девелопменту жилой недвижимости в России очень туманны, а практика остается уделом индивидуальных домостроителей-энтузиастов, – уверен Александр Иерусалимов. – Реальное же «озеленение» начнется с объектов коммерческой недвижимости классов А и В+, проектирование, строительство и эксплуатация которых не разорвана и контролируется одним собственником».
В то же время директор департамента подготовки проектов Setl City Алексей Фролов полагает, что многие люди готовы платить за возможность в будущем снизить эксплуатационные расходы (а речь идет о 15 и более процентах), хотя стоимость квадратного метра жилья в «зеленых» зданиях в среднем увеличивается на 2 тыс. руб.
Но самая серьезная проблема для инвесторов, считает он, – отсутствие практической базы в этой сфере. Российские власти декларируют политику перехода к энергосберегающим технологиям, однако из-за отсутствия опыта инвестор, используя новые технологии, вынужден согласовывать проект по старой системе расчета нагрузок на здание и, как результат, переплачивать за ненужные мощности и внедрение инноваций. «Нужны современные государственные решения по изменению действующих строительных норм с учетом необходимости внедрения инноваций в строительной отрасли», – резюмирует Алексей Фролов.
С тем, что в России не хватает экономической целесообразности, мотивации для внедрения принципов энергоэффективности, согласен Юусо Хиетанен. «В российской действительности существует противоречие: естественные монополисты выставляют счета по фиксированным тарифам, поэтому даже 50-процентное сокращение потребления не приносит компании-застройщику никакой экономии в затратах на энергоресурсы», – говорит он. Кроме того, существуют и сложности в связи с действующими в России СНиПами. Так, в российских домах принято выполнять только естественную вентиляцию, в то время как в странах Северного региона в норму давно вошла принудительная (или механическая), а с помощью системы рекуперации тепла можно сократить затраты по отоплению на 50%.
Для справки: на данный момент в Петербурге единственным жилым объектом, в котором было разрешено применять систему рекуперации тепла, является «Шведская крона».
Российские ласточки
Впрочем, можно найти и положительные примеры реализованных проектов, в которых принципы энергоэффективности уже начинают воплощаться, – как правило, с оглядкой на российские реалии. Так, на основе стандартов LEED и BREEAM в «БТК девелопмент» было разработано и принято к использованию положение о концептуальных рекомендациях по повышению энергоэффективности и экологичности возводимых зданий. В соответствии с этим положением возводится МФК «У Красного моста» на наб. реки Мойки. «На этом объекте, например, запроектирован трехуровневый автоматизированный паркинг на 180 машино-мест, в котором весь процесс парковки происходит без участия человека и при выключенном двигателе, что позволяет сократить объемы выхлопных газов от автомобилей», – пояснил Дмитрий Абрамов.
Другой проект – «Шведская крона» – к 2015 году будет сертифицироваться по стандарту BREEAM. «В первой очереди «Шведской кроны» компания повысит уровень энергосбережения на 15% от существующих российских норм, во второй – на 20%, а в последующих – до 45%», – рассказывает Юусо Хиетанен.
Пока что об успешном массовом «зеленом» строительстве в России речи не идет, но на Западе вопросами сохранения ресурсов серьезно занимаются уже сорок лет. Рано или поздно «зеленый» подход станет реальностью и для нас.