В Комитете по строительству БН рассказали, что в настоящее время жилье по городскому заказу строят три застройщика – ООО «КВС», ЗАО «ДСК «Блок» (входит в группу ЛСР) и столичное ЗАО «СУ-155». Все три компании уже на протяжении нескольких лет выступают основными претендентами на горзаказ и с завидной регулярностью выигрывают тендеры. Нелишним будет отметить, что почти двойное увеличение объемов ввода социального жилья в 2012 году объясняется просто – часть домов в прошлом году подрядчики сдать не успели и перенесли это событие на текущий год.
Богатая история
Всего в 2012 году за счет городского бюджета планируется построить и передать очередникам около 400 тыс. кв. м нового жилья. В пересчете на среднюю величину «бюджетной» квартиры (54 кв. м) получается, что новоселье отпразднуют около пяти тысяч петербургских семей. В 2011 году их было гораздо меньше – по итогам года за счет средств бюджета Петербурга было построено 36 жилых домов общей площадью 214,4 тыс. кв. м (порядка 2800 семей).
Кроме того, некоторое количество жилья город должен закупить посредством аукционов Фонда имущества. Правда, закупок явно будет немного. В 2011 году Смольный приобрел на торгах всего 117 квартир (у компании «Дальпитерстрой» в Шушарах). В текущем году на эти цели из бюджета выделено 500 млн руб. Этого хватит максимум на 200-220 квартир, то есть на один среднестатистический многоквартирный дом. По сравнению с 2009 и 2010 годами это очень скромный показатель – тогда Смольный закупал квартиры для ветеранов тысячами.
Впрочем, средств на закупки могут еще могут прибавить в ходе весенней корректировки бюджета. Сколько всего нового жилья для очередников будет приобретаться в 2012 году, в Фонде имущества пока не знают. «Конкретная сумма и объемы будут известны ближе к лету», – сообщили в пресс-службе организации.
КОТы для льготников
С финансированием строек в рамках горзаказа ситуация гораздо яснее. В бюджете на строительство домов для льготников и очередников в текущем году заложено 17 млрд руб. Все новые объекты сгруппированы в двух микрорайонах города. Большая часть жилья возводится на юго-западе – в Красносельском районе. Чуть больше четверти приходится на южную часть Московского района.
Интересна тенденция к укрупнению «социальных» жилых комплексов, обозначившаяся в последние годы. Так, в 2008 году 372 тысячи бюджетных «квадратов» вместились в 38 многоквартирных домов. В 2011-м 214 тыс. кв. м были «раскиданы» по 36 жилым объектам (правда, 27 из них располагались в малоэтажной «Славянке»). В 2012 году ровно половина запланированных объемов, то есть около 200 тысяч кв. м, будут сдана в двух жилых комплексах. Причина очевидна – крупномасштабное строительство на отдельно взятом участке снижает издержки любого застройщика, в том числе и работающего по госзаказу. И последние могут позволить себе уменьшать до минимума стоимость госконтракта, побеждая в тендерах.
Социальный Юго-Запад
Одним из крупных жилых комплексов, возводимым по заказу Смольного, является объект компании «КВС», который строится в районе пересечения Ленинского пр. и ул. Доблести. Комплекс состоит из 9 жилых корпусов высотой от 14 до 26 этажей и еще одного нежилого, где будет квартировать отделение полиции.
Вопреки устоявшемуся мнению о бюджетном жилье как исключительно панельном, больше половины корпусов в этом комплексе – кирпично-монолитные. Для отделки стен фасадов используется система с утеплителем из минераловатных плит и декоративной штукатурки. Балконы и лоджии сдаются остекленными.
В составе жилого комплекса – 1212 квартир общей площадью почти 80 тыс. кв. м. Из них 499 – однокомнатные квартиры (площадью 33-45 кв. м), 294 – двухкомнатные (52-73 кв. м), 191 – трехкомнатные (75-88 кв. м), 115 – четырехкомнатные (98-105 кв. м) и, наконец, 113 – пятикомнатные (117-121 кв. м). В настоящее время «КВС» полностью завершило остекление фасадов всех десяти корпусов. На объекте продолжаются отделочные работы жилых и нежилых помещений «под ключ». Передать готовое жилье городу компания должна в IV квартале 2012 года.
Предметом не только гордости, но и некоторых опасений для застройщика является наличие паркинга на 431 машино-место. «В прошлом году мы сдали городу жилой комплекс с паркингом на 50 мест. К сожалению, он так и не обрел хозяина. Город не передал его на баланс эксплуатирующей организации: ни ТСЖ, ни управляющей компании, ни жилкомсервису. А ведь любой объект, если за ним не следить, со временем приходит в негодное состояние. Боимся, как бы печальная участь не постигла и этот гораздо больший по площади паркинг», – отмечает директор по строительству ООО «КВС» Владимир Трекин.
Бюджетные долгострои
В соседнем 20 квартале (также пересечение Ленинского пр. и ул. Доблести) продолжает возводить жилье по горзаказу московская компания «СУ-155». К сожалению, представители застройщика после некоторых раздумий отказались раскрывать БН квартирографию своих объектов и сроки их сдачи. Возможно, избегать контактов с прессой в компании решили из-за судебных разбирательств с Комитетом по строительству, который в июне прошлого года обвинил «СУ-155» в срыве сроков ввода жилья для очередников и попытался отсудить у нее 753 млн руб.
По состоянию на лето прошлого года из 11«социальных» домов (свыше восьми тысяч квартир общей площадью 673,6 тыс. кв. м) были сданы лишь два, еще два компания завершила, но на тот момент не сдала, а остальные строились. Вероятнее всего, именно оставшиеся жилые дома в этом микрорайоне «СУ-155» и закончит возводить до конца года. В сумме достраивающиеся объекты потянут на 200-220 тыс. кв. м.
В квартале также планируется возвести две школы и шесть детских садов (кстати, генподрядчиком выступает все то же «СУ-155»), но пока построено лишь одно дошкольное учреждение. Транспортная доступность также оставляет желать лучшего, но метро на юго-западную окраину города дотянется сравнительно скоро – к 2015 году. С другой стороны, торговая и развлекательная инфраструктура здесь развивается достаточно бурно: вокруг уже множество гипермаркетов, фитнес-центров и спортивных площадок.
Еще один жилой комплекс для бюджетников расположен в Московском районе на Предпортовой улице. Он же и самый крупный: состоит из трех панельных домов общей жилой площадью 110 тыс. кв. м. При его строительстве используется ноу-хау ДСК «Блок» – собственная бесшовная технология отделки фасадов.
Интересно, что и этот жилой комплекс должны были сдать еще в прошлом году. В 2007 году госконтракт на застройку получило ЗАО «ДСК-3», однако эта компания не смогла реализовать проект. На повторном аукционе в мае 2010 года право завершить проектирование и начинать строительство выиграл ДСК «Блок», правда, уже без обременений в виде возведения вместе с жильем детского садика и школы.
В целом у жилого комплекса не слишком удачное местонахождение (в окружении промзон). Микрорайон в основном застроен довольно мрачного вида панельными девятиэтажками советских времен, нового жилья здесь строится совсем мало, можно выделить разве что ЖК «Парус» от «36 Треста». Чувствуется дефицит объектов как социальной, так и торговой инфраструктуры в шаговой доступности, парковочных мест. К тому же станции метро «Московская» и «Звездная» расположены не близко – в получасе ходьбы.
При строительстве социального жилья в Петербурге можно отметить новую тенденцию – власти взяли курс на создание компактных микрорайонов проживания льготников. Если в последние годы бюджетников «разбрасывали» по Пушкинскому, Выборгскому, Приморскому и Красносельскому районам, то теперь три четверти вводимого для них жилья расположены не просто в одном районе (Красносельском), но даже в соседних кварталах. Можно отметить, что таким образом власти добиваются создания более однородной социальной среды на отдельных территориях, разделяя тех, кто способен самостоятельно приобрести жилье от тех, кто получает его от государства бесплатно.
Справка БН:
По статистике Жилищного комитета на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на сегодняшний день официально числится около 160 тысяч петербургских семей. Только в прошлом году, в том числе, в ходе «актуализации» городской очереди с учета было снято 40 тысяч человек. При этом бесплатное жилье в основном получали лишь льготные категории очередников - ветераны ВОВ, инвалиды, блокадники, воспитанники детских домов, многодетные семьи, а также обитатели аварийного фонда.
Уменьшать городскую очередь в текущем году в Смольном планируют и путем социального найма. На 2012 год власти запланировали под эксперимент 600 квартир в бюджетных новостройках. А с 2013 года предполагается ежегодно передавать в аренду горожанам около одной тысячи квартир.