Установивший парковочный барьер гражданин становится единственным владельцем ключа, обеспечивающего доступ на участок двора. Однако двор – это общая территория, на которой по закону может оставлять машину любой человек, даже если он не живет в этом доме. Исключение составляют огороженные участки, оформленные в аренду или собственность ТСЖ. Во всех других случаях установка барьера – это не что иное, как самовольный захват части земельного участка.
Минутное дело
В прошлом году в ряде районов города прошли показательные рейды против незаконных парковок. В комиссии входили представители администрации, сотрудники УМВД России и представители управляющих компаний. Работали жестко, быстро. Первые прямо на месте принимали решение о демонтаже, вторые обеспечивали порядок на случай попыток сопротивления со стороны незаконных владельцев парковок, последние проводили демонтаж. Однако многие барьеры уже вскоре появлялись на тех же местах вновь. Барьер в среднем стоит около 2500 рублей, монтаж – меньше тысячи. Заказ можно сделать по телефону. Потом остается дождаться монтажника и указать желаемое место.
За установку незаконного ограждения полагается штраф. По словам руководителя юридической службы Комиссии по недвижимости Общества потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Екатерины Метелевой, для юридического лица он составляет 20 тыс. руб., для физического – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.
Казалось бы, все просто. Соседям автолюбителя-захватчика достаточно обратиться к местному участковому – и тот разберется. Раз-другой оштрафует, а затем автолюбитель уберет со двора свой парковочник. Но не тут-то было…
Иногда борцам за справедливую парковку приходится обивать пороги кабинетов участкового и местной администрации месяцами. Так случается, когда автолюбитель нашел способ «договориться» с полицией и администрацией.
Практика показывает, что бороться с незаконными блокираторами часто оказывается очень сложно. Потому что если барьер установлен на придомовой территории с согласия председателя ТСЖ или управляющей компании, то его демонтаж будет возможен только по решению суда.
Жилой дом на углу пр. Юрия Гагарина и ул. Благодатная. Середина рабочего дня. Здесь можно было бы припарковаться
В этом случае жильцы дома, несогласные с ограничением их прав на пользование общим имуществом (земельным участком), должны будут обратиться в суд с соответствующим иском к управляющей компании и/или ТСЖ. Если же барьеры установлены на муниципальной территории общего пользования (например во внутриквартальном проезде), остается только писать письма в администрацию соответствующего района и земельную комиссию. В надежде, что чиновники найдут нерадивого собственника и выдадут ему предписание демонтировать незаконные ограждения.
Из владельцев парковочных барьеров не нарушают закон только те, кто проживают в домах, где собственники жилья оформили в аренду или оформили в собственность придомовую территорию (земельный участок) и приняли решение о создании личных парковок для жителей дома.
Современное законодательство предоставляет гражданам возможность оформить землю, на которой находится многоквартирный дом, в общедолевую собственность. Статья 36 ЖК РФ устанавливает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом. Со всеми газонами, клумбами, деревцами, а также «иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома».
Парковочные войны
А вот когда право на стоянку ничем не подтверждено, возникают конфликты. Соседи, которым не хватает места во дворе, справедливо возмущаются. Иногда их борьба за двор принимает изощренные формы. Наиболее изобретательные мстители рассыпают по верху кузовов машин пшенку или перловку. В итоге автолюбитель сначала видит огромное количество птичьего помета на своей «ласточке». Затем смывает его и обнаруживает повреждения краски от птичьих клювов. Ну, а самые остроумные граждане вешают на парковочные барьеры свои замки в добавок к замкам захватчиков. Такие способы борьбы приводят лишь к новым конфликтам. Бороться лучшего всего законно.
Для начала нужно обратиться к участковому и в администрацию. Нередко этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы парковочник был демонтирован. Если эти действия оказываются безуспешными, то следует отправить жалобы в районное отделение полиции, в Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству, районную администрацию и администрацию муниципального образования.
Причем не звонить, а обращаться только письменно, с уведомлением почтой. В большинстве случаев этого хватает. А если нет, то придется обращаться в прокуратуру. Сотрудники прокуратуры обязаны реагировать на сигнал о нарушении прав граждан, но может случиться, что и они надолго затянут дело. Тогда прямая дорога в суд. С решением суда автолюбителю будет спорить трудно, а решение, скорее всего, будет вынесено не в его пользу.