В предыдущей публикации мы говорили о мифах и легендах деревянного домостроения. Настало время разобраться и с каркасниками. Кажущиеся доступность и демократичность этой технологии порой играют с ней злую шутку.
Несколько лет назад, когда наши строители ездили учиться в Финляндию, им много рассказывали о том, почему финские домовладельцы такие «продвинутые». Если сказать, что в послевоенное время жилищная проблема в Финляндии была не менее острой, чем в России, это значит – ничего не сказать. По сравнению с Советским Союзом, обладавшим и сырьевыми, и производственными, и человеческими ресурсами, ситуация в Финляндии была просто патовой. Поэтому в тот период, когда у нас был взят курс на индустриальное строительство хрущевок, финским семьям приходилось возводить дома своими руками, привлекая нескольких работников. Правда, власти взяли дело под свой контроль: архитекторы создавали проекты легко возводимых частных домов, которые можно достраивать по мере роста семьи и ее благосостояния, отрабатывались приемы работы, издавались методические пособия, лесопромышленники обеспечивали материалом... Ограниченность ресурсов заставляла думать над вопросами теплозащиты и разрабатывать энергосберегающую автоматику.
Каркасники или хрущевки?
В послевоенное время в Финляндии обрела популярность технология каркасного домостроения «платформа», предполагающая поэлементную сборку каркаса непосредственно на стройплощадке. Дом собирают поэтажно. Вначале делаются фундамент и ровное основание, играющее роль монтажного стола, на котором пара человек по чертежам собирают каркас стены, а затем поднимают ее в вертикальное положение. Потом «рабочим столом» становится перекрытие между первым и вторым этажом. За прошедший период технология эволюционировала настолько, что в строительном супермаркете там можно полностью укомплектовать дом по одному из типовых проектов – включая нарезанные в размер элементы каркаса, которые сойдутся с точностью до миллиметра.
В те же самые времена в России жителей села переселяли в панельные многоэтажки, а частное строительство деградировало. В период, когда атрибутом нашего дачного поселка все еще был «скворечник» во дворе, финны уже пользовались системами электроотопления с автоматикой, очистными сооружениями и насосными станциями.
Финский дом – это уже далеко не «приют убогого чухонца». Он стал своего рода визитной карточкой страны и предметом экспорта. Таким же, как народный автомобиль «фольксваген» для Германии. Финские дома сегодня экспортируют даже в Японию и Латинскую Америку.
Материалы против технологий
Россияне, в том числе и представители строительных организаций, почерпнув первый опыт из переводных пособий и решив кинуться в омут домостроения, совершили множество ошибок, породивших миф о том, что каркасный дом ненадежен, быстро стареет и остывает. Действительно, строительные интернет-форумы предлагают пошаговые инструкции с иллюстрациями и видеосюжетами, посвященными частному строительству. Основной их сюжет – глава семьи с помощниками строят дом: расчистили площадку, поставили столбики, соорудили обвязку, сам каркас. Затем обшили это хозяйство древесно-волокнистыми плитами, вставили в ячейки каркаса маты из утеплителя. А вот и новоселье!
Между тем бездумно следовать схемам переводных книжек – значит обречь себя на проблемы. Одно дело – Техас, Атланта, скалистые грунты Финляндии и высушенная, «звенящая» доска. Совсем другое – болотистый Северо-Запад России и материалы с местной стройбазы. Не связанные между собой опоры столбчатого фундамента («самозастройщики» часто выбирают самую экономичную, с их точки зрения, конструкцию) будут гулять, а вместе с ними и каркас. Но каркасный домик в нашем климате не только гуляет, а много раз замерзает и оттаивает, подмокает и высыхает.
К тому же, технология «платформа», столь популярная в наших краях, разработана для строганной доски, высушенной со строгим соблюдением технологии, но никак не для древесины естественной влажности или «подвяленной» тепловыми пушками в ангаре. Поэтому, даже выводя идеально ровные стены, через несколько месяцев застройщик может обнаружить люфты, перекосы, провисание перекрытий и другие неприятности. Приобретенные на той же стройбазе крепежные уголки становятся мостиками холода, а черные металлические саморезы из-за постоянных набуханий, подмерзаний и оттаиваний древесины рвутся, точно их ножом порезали.
Наконец, стремление отдельных застройщиков к гигантомании также не способствует росту популярности каркасных домов. Правильно вывести стены на два трехметровых этажа с мансардой, да так, чтобы их не повело, – целая наука. Между тем американский или финский домик, построенный по этой технологии, как правило, приземистый, одноэтажный, но обязательно – на добротном основании. В последнее время даже частные самозастройщики стали делать плитные фундаменты. Это разумно. Но тому, как построить «правильный» фундамент, нужно посвятить не одну публикацию, а лучше – целую брошюру. Здесь тоже множество нюансов. Некоторых из них мы касались, когда писали о зимнем строительстве.
Так что же, все совсем плохо в «каркасном» королевстве? Вовсе нет. Каркасный дом имеет немало неоспоримых преимуществ. В том, что касается ремонтопригодности, то здесь он не имеет себе равных. Хозяин может легко сменить «надоевшую» наружную или внутреннюю обшивку, утепляющий материал, укрепить отдельные элементы каркаса, добраться до расположенных в стенах коммуникаций. Для подобного ремонта в каменном доме придется ломать стены.
Многие уверены, что каркасный дом не держит тепло. Это не так. Стены, собранные по всем правилам, характеризуются более низкой теплопроводностью в сравнении с каменными и даже деревянными. Зимой прогреть правильно собранный дом-термос можно за несколько часов. Буклеты производителей материалов для теплоизоляции гласят, что десять-пятнадцать сантиметров пенополистирола или минераловатных плит заменяют кирпичную кладку чуть ли не метровой толщины. И это правда. Но все зависит от того, кто и как строит. Дом, в котором гуляют сквозняки, тепло не держится, а на стенах оседает конденсат, – строительный брак.
Тепло и экология
Говорят, каркасник «нечист» экологически. Но причем здесь собственно технология? Европейские производители давно одержимы идеей энергопассивных зданий, требующих минимальных затрат на отопление. Однако создать дом-термос – значит обречь себя на решение непростой задачи: заставить этот дом «дышать» и избавить его от накапливающихся в воздухе химических примесей, которыми «фонят» некоторые строительные и отделочные материалы. В Европе задача успешно решается – за счет ставки на древесину, натуральные антипирены и антисептики. В частности, в Баварии довелось видеть совершенные с технологической точки зрения каркасные дома, стены и перекрытия которых утепляют древесной стружкой, обработанной молочной сывороткой и содой. А гипсокартон, применяемый для внутренней обшивки, имеет углеродное напыление (так немцы борются с пугающим их «электромагнитным смогом»). Финны, сохраняя традиционный облик деревянного дома, возводят стены из тонкого бруса, утепленные целлюлозной эковатой, для производства которой используется макулатура. Углы такого дома иногда оформляются вставками из клееного бруса. Рассматривая такой коттедж с улицы, не догадаешься, что это не сруб, а дом, имеющий в основе каркас. Дом, возведенный по такой технологии, вполне можно назвать именно деревянным – ведь в производстве эффективного утеплителя для его стен используется целлюлоза – материал, который тоже «родной» для дерева.
Разнообразие утеплителей, выведенных на рынок, стимулирует развитие частного домостроения. Но современные материалы имеют свои «тонкие места». В первую очередь это экологическая и пожарная безопасность, привлекательность для грызунов и насекомых. Идеальных материалов, увы, не бывает. А их столкновение с человеческим фактором на производстве или стройплощадке, как мы уже выяснили, не всегда бывает благоприятным. Производители экструдированных пенополистиролов предупреждают потребителей (правда, делают это очень ненавязчиво), что область применения их продукции – наружное утепление цокольных этажей и стен. В свою очередь гигроскопичные минераловатные материалы не должны контактировать с деревом и выполняют свою функцию, только если правильно подобраны паро- и гидроизоляционные мембраны, соблюдены вентиляционные зазоры. Это тоже наука. Многие материалы, используемые при строительстве, требуют изоляции от жилых помещений.
Как правильно?
«На сегодняшнем рынке представлены несколько «родственных» технологий, – говорит Сергей Захаров, генеральный директор компании «ПрофБрусДом», – классическая подразумевает, что дом полностью собирается на участке. Если речь идет о каркасно-панельной технологии, то в ход идут панели заводского производства. Одна из разновидностей каркасно-панельной технологии – строительство из SIP-панелей (Srtuctural Insulated panels systems – структурные изолированные панели). Среди представителей строительных организаций есть адепты всех способов строительства. Поэтому и в первом, и во втором, и в третьем случае важно не то, каким способом возводятся стены, а кто и из каких материалов их строит. Тем заказчикам, которые желают контролировать процесс строительства, я порекомендовал бы обратить внимание на СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий». Этот документ регламентирует необходимую толщину стен для домов из различных материалов».
Так что же, каркасный дом своими руками – не для наших условий? Ничуть нет. Только подходить к его строительству нужно с умом. Если вы хотите с гордостью сказать, что построили дом сами, – начинайте с малых форм: летней кухни или беседки, одноэтажного дачного домика с простой двускатной кровлей. Типовых проектных решений, которые можно позаимствовать, найдете множество. Строительство большого коттеджа на основе каркасной технологии разумно доверять профессионалам. Доверять, но всегда проверять и контролировать их работу.
Экологичные каркасники
Каркасный дом может быть не только демократичным. Дома баварской фабрики «Бауфриц» строятся только с применением натуральных материалов. В ход идут древесная стружка, молочная сыворотка и даже с овечьей шерстью технологи экспериментировали.
Запатентованная финская технология «экорекс»: углы-вставки, наружные стены из бруса 70 мм, утепление эковатой (Rantasalmi Oy) – целлюлозой, переработанной почти до «пищевого» состояния. Вертикальные нагрузки распределяются между стеной из бруса и каркасом.
Несущий каркас из бревен, стены – из соломенных блоков, которые нужно будет только оштукатурить. Такой объект строит архитектор Сергей Ерофеев