О необходимости отменить или существенно ограничить действие ст. 40 Градостроительного кодекса, которая регулирует механизм принятия решений об отклонении от предельно допустимых параметров застройки, журналистам заявил в среду, 15 февраля, депутат от фракции «Яблоко» Борис Вишневский.
Он пояснил, что такие изменения необходимы потому, что в последнее время все больше застройщиков пользуются этой лазейкой в законодательстве, чтобы реализовать проекты с заведомо большей высотностью, чем та, которая установлена Правилами землепользования и застройки Петербурга. «Норму о возможности пересмотра высотности властями мы считаем необходимым исключить полностью, возможность изменений по другим параметрам (отступы по участку и т. д.) существенно ужесточить», – пояснил он. Парламентарий добавил, что уже в ближайшее время федеральная инициатива будет представлена общественности и затем направлена в Госдуму.
Свои предложения депутаты, перед внесением в парламент, намерены обсудить на городской Комиссии по землепользованию и застройке (КЗЗ). От законодательной власти в нее делегированы Сергей Антипов (ЛДПР), Алексей Макаров («Единая Россия»), Алексей Ковалев («Справедливая Россия»), Борис Вишневский («Яблоко»), Ирина Комолова (КПРФ), Как минимум трое из них известны как ярые противники строительства в городе незаконных высоток.
Напомним, через утверждение КЗЗ проходят все инициативы девелоперов об отклонении их объектов от предельно допустимых параметров застройки, в том числе по высоте. В частности, КЗЗ одобрила высотное отклонение для «Охта центра», а потом и «Лахта центра», что вызвало резкую критику общественности.
Впрочем, велики шансы, что эта идея останется лишь на бумаге. Каждый год петербургские парламентарии отправляют в Москву до трех-четырех десятков федеральных инициатив, однако до утверждения их Госдумой доходят считанные единицы.
По мнению главы Комитета ЗакС по законодательству Виталия Милонова (через его ведомство предложение Вишневского будет проходить в первую очередь), инициатива носит сырой, популистский характер и направлена больше на шумиху, чем на конкретную работу. «На мой взгляд, отменять налаженный механизм получения разрешения на отклонения по высотным параметрам нельзя. В городе тогда остановится все элитное, новаторское строительство. Более конструктивным будет расширить число экспертов в КЗЗ и сделать ее деятельность более публичной», – считает он.
Представитель губернатора в парламенте Михаил Бродский счел предложения Вишневского несвоевременными. «На федеральном уровне дискуссии о необходимости менять данную 40 статью Градостроительного кодекса не ведется, а значит, инициатива востребованной не будет», – утверждает он.
Градозащитники также слабо верят в то, что предложение удастся быстро реализовать. Как пояснил заместитель председателя петербургского отделения ВООПИК Александр Кононов, на воплощение в жизнь таких законопроектов уходят от двух до пяти лет лет. «В целом мы поддерживаем идею, однако с нашим сообществом она не обсуждалась», – добавил он.
Застройщики к перспективе отменить механизм отклонения от высотных параметров относятся отрицательно. Они считают неоправданным с позиций «уравниловки» подходить к вопросам градостроительного развития различных территорий города, имеющих свою специфику. «Разве можно на новых, развивающихся городских территориях устанавливать повсюду одинаковую высоту, допустим, 60 метров, и, таким образом, исключать возможность появления доминант, способных сделать градостроительный ландшафт более интересным, привлекательным и современным? Зачем причесывать под одну гребенку даже новые территории?!», – говорит директор по инвестиционному развитию компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Алексей Далматов.
Тем не менее у инициативы все же есть шансы на реализацию – при условии, если ее одобрит губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Новый глава города сразу взял курс на сохранение объектов культурного наследия в центре города и даже теперь лично контролирует КГИОП. Полтавченко уже не раз заявлял о том, что не допустит незаконного высотного строительства, и поэтому предложение депутатов может прийтись ему по душе.